Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Черкуновой Л.В.,
судей Набок Л.А., Сафоновой Л.А..
при секретаре Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малаканова В.И. на решение Куйбышевского районного суда г.Самара от 06.08.2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Малаканова В.И. к МП г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг", ООО "ЕвроБетонГрупп", Департаменту потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самара и Администрации г.о.Самара о признании действий и бездействия незаконным, возложении обязанности по надлежащему содержанию кладбища "Кряжское" и компенсации морального вреда, отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Малаканов В.И. обратился в суд с иском к МП г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг", ООО "ЕвроБетонГрупп" о признании действий и бездействия незаконными, возложении обязанности по надлежащему содержанию кладбища "Кряжское" и компенсации морального вреда.
В обоснование требований истец указал, что на территории кладбища "Кряжское" похоронены его родственники. Кладбище не обслуживается ответчиками, вследствие чего территория заросла кустарниками, самосадным американским кленом, камышом, тростником, дорожки отсутствуют. Весной кладбище находится в воде. За территорией кладбища, без проекта, согласования, без дренажной системы, построена дорога, препятствующая сточным водам уходить за территорию кладбища в болотистую местность. Кроме того, ООО "ЕвроБетонГрупп" выбрасывает в болото отходы от своего производства. Территория кладбища не огорожена, нет урон, туалета, разбросан мусор. Никаких мер по его заявлениям о ненадлежащем содержании кладбища "Кряжское" до настоящего времени не предпринято.
Ссылаясь на то, что незаконными действиями (бездействиями) ответчиков нарушаются права и свободы истца в связи с захоронением на указанной территории его родственников, Малаканов В.И., уточнив исковые требования, просил суд признать действие (бездействие) МП г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг", ООО "ЕвроБетонГрупп", Департамента потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самара, Администрации г.о. Самара по содержанию кладбища "Кряжское" незаконным, обязать ответчиков: выпилить 2 050 деревьев диаметром до 10 см., убрать с территории кладбища "Кряжское" 80-90 куч мусора, поставить на территории кладбища "Кряжское" урны, общественные туалеты, восстановить забор вокруг кладбища "Кряжское", содержать могилы, надмогильные сооружения в соответствии Правилами работы кладбищ г.о.Самара, убрать дорогу, которая не дает сточным водам уходить в болото или проложить надлежащую ливневую канализацию из 4-5 труб диаметром 1 200 мм., вырубить камыш, тростник, убрать сухую траву, которая накопилась на территории кладбища в течение 12 лет; Обязать ООО "ЕвроБетонГрупп" убрать бетонные отходы, которые они складывают в болотистой местности уменьшая ее территорию; взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб..
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Малаканов В.И. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В заседании судебной коллегии Малаканов В.И. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Департамента потребительского рынка и услуг Администрации г.о. Самара Корчак Я.И. также возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика - Спецкомбината Ритуальных услуг Кондранина А.В. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представители ответчиков ООО "ЕвроБетонГрупп", Администрации г.о. Самара и Администрации Куйбышевского района г. Самары в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения постановленного решения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что на территории Куйбышевского района г.о.Самара расположено общественное муниципальное кладбище "Кряжское".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 8-ФЗ от 12.01.1996г. "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" предусмотрены требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
Согласно п. 23 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации г.о.Самара "О реализации отдельных положений Федерального закона "О погребении и похоронном деле" на территории городского округа Самара" от 27.02.2010г. N 183 муниципальным образованием г.о.Самара создано муниципальное казенное учреждение г.о.Самара "Ритуал" в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления с сфере организации похоронного дела на территории г.о.Самара, видами деятельности которого являются: предоставление земельных участком под захоронения, ведение архива захоронения, инвентаризация захоронений, согласование установки надмогильных сооружения и въезда на территории кладбищ транспортных средств.
В соответствии с решением Думы городского округа Самара от 01.12.2011г. N 166 "О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения выделены денежные средства бюджета городского округа Самара".
Главным распорядителем данных бюджетных средств является Департамент потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара.
В соответствии с решением Думы г.о.Самара от 01.02.2011г. N 166 принято постановление Администрации г.о.Самара "Об утверждении порядка предоставления в 2012-2014 годах субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждении), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, оказывающим услуги по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ".
Приложением N 2 к указанному Порядку утверждена типовая смета затрат на оказание услуг по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ, в которой содержится перечень и характеристика таких услуг, а именно: текущее содержание грунтовых дорог, текущее содержание дорог с асфальтовым покрытием; содержание общественных туалетов (без водоснабжения, с выгребными ямами); уход за контейнерами, уход за урнами; уход за деревьями и насаждениями; выпиловка аварийных деревьев.
В соответствии с постановлением Администрации г.о.Самара от 20.03.2012г. N 112, между Департаментом потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара и муниципальным предприятием г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" 09.04.2012г. заключен договор N 10 "О предоставлении субсидий на услуги по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ" на сумму 14 699 983, 38 руб.
На основании постановления Администрации г.о.Самара от 20.03.2012г. N 112, между Департаментом потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара и муниципальным предприятием г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" 11.06.2013г. заключен договор "О предоставлении субсидий на услуги по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ" на сумму 1 413 776,38 руб.
Согласно условий договора (п.3.1) субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа Самара на 2013 год.
Судом правильно установлено, что МП г.о.Самара свои обязанности по договору выполняет в рамках условий договора и предоставленных бюджетных субсидий, что подтверждается представленными суду графиком финансирования на предоставление субсидий сметой затрат на оказание услуг, актами о сдаче-приемке услуг, путевыми листами грузового автомобиля, актом осмотра кладбища от 05.08.2013г.
Определением Куйбышевского районного суда г.Самара от 06.08.2013г., производство по требованиям Малаканова В.И. предъявленным к ответчикам МП г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг", Департаменту потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самара, Администрации г.о.Самара об обязанности убрать дорогу, которая не дает сточным водам уходить в болото и вырубить камыш, тростник, убрать сухую траву, которая накопилась на территории кладбища в течение 12 лет, учитывая период 07.06.2012г., прекращено.
Разрешая настоящий спор и, оставляя без удовлетворения требования истца о признании незаконными действия и бездействия МП г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" и ООО "ЕвроБетонГрупп" по надлежащему содержанию кладбища "Кряжское", суд обоснованно принял во внимание следующее.
Из материалов дела, МП г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" является коммерческой организацией и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного Приказом Департамента управления имуществом г.о.Самара от 25.05.2010г. N 1869.
ООО "ЕвроБетонГрупп" является коммерческой организацией и осуществляет свою деятельность на основании Устава.
Обжалование действий (бездействия) данного муниципального предприятия и коммерческой организации в рамках главы 25 ГПК РФ не предусмотрено.
На основании ст.307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных ГК РФ.
Учитывая, что между истцом и муниципальным предприятием и коммерческой организацией отсутствуют какие-либо договорные обязательства, факт причинения вреда не доказан, иных обстоятельств, являющихся основанием для исполнения обязательств перед истцом не имеется, суд сделал верный вывод о необоснованности требований истца о возложении на муниципальное предприятие определенных обязанностей.
Требования истца о возложении на ООО "ЕвроБетонГрупп" обязанности по сносу дороги, проходящей за территорией кладбища "Кряжское" или проложить ливневой канализации из 4-5 труб диаметром 1 200 м.м. также судом правомерно признаны необоснованными.
Судом также установлено, что объект дорожного хозяйства - дорожное покрытие, по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, за кладбищем "Кряжское", не является собственностью коммерческой организации.
Истец не представил суду доказательств, подтверждающих складирование ООО "ЕвроБетонГрупп" бетонных отходов в болотистую местность.
Малаканов В.И. также настаивал на признании незаконными действий и бездействия Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самара, Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара по ненадлежащему содержанию кладбища "Кряжское" и отсутствию контроля за его надлежащим содержанием, нарушающими его права и свободы.
Вместе с тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не предоставлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, какие именно его права и свободы были нарушены и какими именно действием и бездействием каждого из ответчиков.
При этом Малаканов В.И. не оспаривает факт его не обращения к Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самара, Департаменту потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара с официальными требованиями о нарушении каких-либо его прав относительно ненадлежащего содержания мест захоронения.
Согласно статье 25 Устава г.о.Самара, принятого Решением Думы г.о.Самара от 10.07.2006г., Администрация г.о.Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Администрация г.о.Самара состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации г.о.Самара.
Администрация г.о.Самара для решения вопросов местного значения наделяется определенным кругом полномочий, в том числе реализует программы и планы социально-экономического развития г.о.Самара.
Решением Думы г.о.Самара от 25.09.2008г. N 645 принята и утверждена целевая программа г.о.Самара "Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения в городском округе Самара", согласно которой реконструкция кладбища "Кряжское" запланирована на 2021-2023г.г.
Данная целевая программа никем не оспорена и недействительной не признана.
Департамент потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара, является главным распорядителем данных бюджетных средств и действует в рамках полномочий, предоставленных на основании Положения, утвержденного решением Думы г.о.Самара от 24.04.2008г. N 564.
Порядок организации и деятельности территориальных органов Администрации г.о.Самара - администраций районов г.о.Самара по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего района г.о.Самара определяется Положением о территориальных органах Администрации г.о.Самара, утвержденного решением Думы г.о.Самара от 31.05.2007г. N 435.
Согласно указанному Положению, Администрация Куйбышевского района г.о.Самара не наделена полномочиями по содержанию мест захоронения, не имеет полномочий по выдаче разрешения на строительство, и тем более, не вправе возлагать на собственников АСЗ обязанности по перечислению денежных средств на содержание мест захоронения.
Судом установлено, что вопросы местного значения, касающиеся содержания мест захоронения реализует МП г.о.Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" на основании вышеуказанного договора N 13 от 11.06.2013г. "О предоставлении субсидий на услуги по текущему содержанию элементов благоустройства общественных муниципальных кладбищ", в рамках которого, в том числе и на территории кладбища "Кряжское", производится выпиловка сухостоя, аварийных деревьев, вырезка сухих веток, уборка мусора и т.д.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о принятии надлежащих мер Администрацией г.о.Самара и уполномоченными ею органами и организациями меры к осуществлению содержания мест захоронения.
Вырубка зеленых насаждений на территории г.о.Самара в соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о.Самара, утвержденными постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.2008г. N 404 не предусмотрена.
Суд правильно указал, что действующим законодательством, организация бетонных площадок на территории мест захоронения предусмотрена только под мусорными контейнерами. Это правило не распространяется на дороги, имеющиеся на территории кладбища.
Оставляя без удовлетворения исковые требования истца о возложении на ответчиков обязанности проложить надлежащую ливневую канализацию из 4-5 труб диаметром 1 200 мм., суд правильно исходил из того, что объект дорожного хозяйства - дорожное покрытие, по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, за кладбищем "Кряжское", не состоит в реестре муниципального имущества г.о.Самара, что подтверждается сведениями, представленным Департаментом управления имуществом г.о.Самара от 10.07.2013г., а также не значится по сведениям Федерального государственного унитарного предприятия "Средневолжское аэрогеодезическое предприятие" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Контроль за строительством и эксплуатацией указанных объектов дорожного хозяйства не входит в компетенцию ответчиков.
Судом установлено, что кладбище "Кряжское" образовалось в 40-е годы 20 века как сельское кладбище, при этом гидрогеологические и строительные экспертизы по исследованию данного земельного участка не проводились, инженерные системы дренажа и отвода воды не проектировались. В настоящее время ответчиками ведутся работы по выяснению причин подтопления участков кладбища "Кряжское".
Осуществление ухода за могилой возлагается на ответственное за захоронение лицо (родственников умершего).
В соответствии с п. 5.1. Правил работы кладбищ г.о.Самара, порядок их содержания, в случае, если за могилой не осуществляется уход в течение 20 лет, МАУ г.о.Самара "Ритуал" формирует комиссию, которая составляет акт о состоянии могилы для признания ее брошенной.
Согласно п. 4.1. Правил работы кладбищ г.о.Самара, порядок их содержания, все работы на кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений, а также с их заменой на другие, могут производиться с письменного согласования данных действий МАУ г.о.Самара "Ритуал".
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями действующего законодательства, учитывая, что оспариваемые действия (бездействие) Администрации г.о.Самара, Администрации Куйбышевского района г.о.Самара, Департамента потребительского рынка и услуг Администрации г.о.Самара, совершены в пределах компетенции и в рамках действующего законодательства, какие-либо права и свободы заявителя указанными действиями не нарушены, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Малаканов В.И. не соглашаясь с выводами суда первой инстанции ссылается на то, что фотографии, имеющиеся в материалах дела, подтверждают ненадлежащее исполнение ответчиками своих обязанностей, которые суд не принял во внимание.
Судебная коллегия с приведёнными доводами согласиться не может и признаёт их необоснованными.
Разрешая заявленные требования, суд исследовал представленные сторонами доказательства, в том числе, и фотографии, на которые ссылается истец, которые в совокупности с другими собранными доказательствами получили надлежащую оценку суда по правилам ст. 67 ГПК РФ и с которой соглашается судебная коллегия, в связи с чем, доводы истца в этой части апелляционной жалобы отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о не вынесении судом определения Куйбышевского районного суда г. Самары от 06 августа 2013 года являются необоснованными, поскольку данное определение было вынесено судом 06 августа 2013 года, что отражено в протоколе судебного заседания в порядке ч. 1 ст. 224 ГПК РФ.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную и поддержанную им в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Судом первой инстанции данным доводам дана надлежащая оценка.
Утверждения истца об ошибочности выводов суда являются его собственной оценкой обстоятельств дела, доказательств, опровергающих выводы суда, не имеется.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г.Самара от 06.08.2013 года - оставить без изменения, апелляционной жалобе Малаканова В.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.