Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Никоновой О.И., Емелина А.В.,
с участием прокурора - Кушнирчук А.И.
при секретаре - Овчинникове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 09.10.2013 года, которым постановлено:
"Иск Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Никоновой О.И. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нефтегорский межрайонный прокурор Самарской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований Прокурор указал, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения истец не имеет, жилье за ним не закреплялось. Постановлением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района Нефтегорский. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, прокурор просил обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области просит отменить решение суда, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что при вынесении решения судом не принято во внимание, что в исковом заявлении в нарушение требований п.4 ч.2 ст. 131 ГПК РФ не указано, в чем заключается нарушение прав истца действиями или бездействием Администрации, какие нормы права нарушены. Между истцом и ответчиком отсутствует какой-либо материально-правовой спор, наличие препятствий для реализации прав истца судом не установлено. Полагает, что права истца нарушены не были. Права на обеспечение жилым помещением ФИО1 никто не лишал. Ответчиком предпринимаются все меры по решению данного вопроса.
В судебном заседании истец ФИО1 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Представители Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, мнение прокурора считающего решение законным и обоснованным и неподлежащим изменению либо отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Удовлетворяя требования Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области суд пришел к правильному выводу, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД (в ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области".
Так, статьей 98.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N77-ГД (в ред. от 29.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Её мать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умерла. Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отец - ФИО4 лишен родительских прав в отношении дочери. На основании постановления Главы муниципального района Нефтегорский от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО1 установлено попечительство, попечителем назначена ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 окончила обучение в ГБОУ СПО " "данные изъяты"".
На основании личного заявления истца постановлением Администрации муниципального района Нефтегорский N от ДД.ММ.ГГГГ она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Нефтегорский, под номером N.
Таким образом, у Куренковой М.А. возникло право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору специализированного найма истцу не предоставлено. Согласно представленным сведениям, жилого помещения на праве собственности и по условия социального найма истец не имеет. Таким образом, право истца, на предоставление ей жилья из специализированного фонда нарушено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением ФИО1 жилого помещения на условиях специализированного найма.
Ссылка ответчика на недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, а также отсутствие соответствующего жилья в муниципальном специализированном фонде, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма, указанной категории граждан, не ставится в зависимость от каких-либо иных условий, кроме тех, которые установлены законом.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как видно из материалов дела, основанием для подачи иска Нефтегорским межрайонным прокурором явилось обращение ФИО1 к прокурору с заявлением о защите её жилищных прав как лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Таким образом, иск прокурором предъявлен в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 была вправе обратиться в суд с соответствующим иском самостоятельно, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы жалобы об отсутствии нарушения прав ФИО1 несостоятельны, и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
При рассмотрении заявленных прокурором требований судом достоверно установлено, что право на обеспечение жилым помещением как на момент достижения возраста 18 лет и завершения обучения, так и на момент обращения в суд, истцом реализовано не было, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 9 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.