Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Шилова А.Е., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Гапотченко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Маликовой А.М. - Багдасарян Я.Л. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований Маликовой А.М.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., возражения на апелляционную жалобу представителя УФМС России по Самарской области - Чихачёвой М.Ю. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маликова А.М. обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о восстановлении в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" для получения государственного жилищного сертификата с датой принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18.06.2002 года.
В обоснование заявленных требований указала, что с 31.05.2002 года её отец Маликов М.А. является вынужденным переселенцем.
Распоряжением от 26.06.2002 г. N 718 администрации Комсомольского района г. Тольятти Самарской области, Маликов М.А. с составом семьи 1 человек принят на учёт нуждающихся в жилом помещении с 18.06.2002 года.
В связи с приобретением несовершеннолетними Маликовой А.М. и Маликовой Ф.М. гражданства и их регистрацией по месту жительства отца, распоряжением от 07.07.2004 г. N 778 администрации Комсомольского района г. Тольятти Самарской области в состав семьи вынужденного переселенца включены его несовершеннолетние дети - Маликова А.М. и Маликова Ф.М.
По достижении совершеннолетия Маликова А.М. исключена из сводного списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
По мнению Маликовой А.М., она незаконно исключена из указанного списка, поскольку является членом семьи вынужденного переселенца, состоящего на учёте нуждающихся в жилом помещении.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в целях восстановления в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", уточнив исковые требования, Маликова А.М. просила суд признать её членом семьи вынужденного переселенца Маликова М.А.
Определением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 16.09.2013 года по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - мэрии городского округа Тольятти, надлежащим - Управление Федеральной миграционной службы России по Самарской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Маликовой А.М. - Багдасарян Я.Л. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель УФМС России по Самарской области - Чихачёва М.Ю. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Истец Маликова А.М. и её представитель Багдасарян Я.Л., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - мэрии городского округа Тольятти в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещались надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав возражения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных законом.
Согласно пункту 37 Постановления Правительства РФ от 8 ноября 2000 года N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации", органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года", утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
Пунктом 5 указанных Правил, установлен перечень лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Согласно подпункту "ж" п. 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно п. 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца - для граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил.
Из материалов дела усматривается, что Маликов М.А., его жена Маликова Ф.Ш., а также дети: Маликова А.М. ДД.ММ.ГГГГ Маликова Ф.М. ДД.ММ.ГГГГ прибыли в Российскую Федерацию из Республики Узбекистан в августе 2001 года.
31.05.2002 г. Маликову М.А. предоставлен статус вынужденного переселенца в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона "О вынужденных переселенцах", что подтверждается Уведомлением Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и удостоверением вынужденного переселенца (л.д. 13, 14).
Как видно из материалов дела, истец не имеет статуса вынужденного переселенца.
18.06.2002 г. Маликов М.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье).
На основании п. 17 указанных выше Правил, Маликова А.М. являясь несовершеннолетним ребёнком вынужденного переселенца (Маликова М.А.), также состояла в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По состоянию на 2013 год, в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), числится Маликов М.А., как вынужденный переселенец, и его несовершеннолетняя дочь Маликова Ф.М.
Судом установлено, что исключение истца из сводного списка обусловлено достижением Маликовой А.М. совершеннолетия и отсутствием у неё самостоятельного статуса вынужденного переселенца, поскольку право несовершеннолетних членов семьи вынужденного переселенца на государственную поддержку в виде обеспечения жилым помещением производно от права их родителей (или одного из них), имеющих статус вынужденного переселенца, и указанное право прекращается при достижении совершеннолетнего возраста.
С учётом изложенного, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Маликовой А.М. о признании её членом семьи вынужденного переселенца.
Доводы апелляционной жалобы представителя Маликовой А.М. - Багдасарян Я.Л. о незаконном исключении Маликовой А.М. из списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", не могут являться основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не опровергают правильность выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Маликовой А.М. - Багдасарян Я.Л. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.