Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Филатовой Г.В.
судей Печниковой Е.Р., Занкиной Е.П.
с участие прокурора Фоминой И.А.
при секретаре Овчинникове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Рынок-Агро" на заочное решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 07.05.2013г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах Российской Федерации, мэрии г.о. Тольятти, неопределённого круга лиц-жителей Автозаводского района г. Тольятти к ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро", ООО "Рынок-Агро" удовлетворить:
-запретить деятельность ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро" по организации рынка, расположенного по адресу: "адрес";
-запретить деятельность ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро" по организации рынка, расположенного по адресу: "адрес"")".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Печниковой Е.Р., объяснения представителей ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро", ООО "Рынок-Агро" Сенькова С.С., Желудовой Т.В., возражения представителя мэрии г.о. Тольятти - Стадник Д.Н., заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Автозаводского района г.Тольятти в интересах Российской Федерации, мэрии г.о.Тольятти, неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро" о запрете деятельности рынка, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Автозаводского района г.Тольятти Самарской области во исполнение поручения прокуратуры г.Тольятти Самарской области от 12.11.2012г. проведена проверка деятельности ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро" по организации деятельности рынка, расположенного по адресу: "адрес", в ходе которой установлено нарушение законодательства РФ о розничных рынках. Постановлением мэрии г.о. Тольятти об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка от 06.09.2012г. N N в пролонгации разрешения на право организации указанного розничного рынка отказано. Таким образом, в настоящее время в нарушение норм действующего законодательства ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро" разрешения мэрии г.о.Тольятти Самарской области на право организации рынка не имеет, что является законным препятствием для работы рынка. Кроме того, розничный рынок является местом массового пребывания людей. В случае организации несанкционированного рынка возможно нарушение лицами, пребывающими на территории рынка санитарного, экологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства в сфере противодействия терроризму.
На основании изложенного истец просил суд запретить деятельность ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро" по организации рынка, расположенного по адресу: "адрес"
Определением суда от 26.11.2012г. исковое заявление принято к производству суда и возбуждено гражданское дело.
Определением суда от 26.11.2012г. к производству суда принято исковое заявление прокурора Автозаводского района г.Тольятти в интересах Российской Федерации, мэрии г.о.Тольятти, неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро" о запрете деятельности рынка, расположенного по адресу: "адрес" (у ТЦ " "данные изъяты""). Иск заявлен по аналогичным основаниям.
Определениями суда от 10.12.2012г. дела объединены в одно производство, к участию в деле привлечено ООО "Рынок-Агро".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
ООО "Рынок-Агро" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, полагая, что деятельность рынков осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Рынок-Агро", ООО "Управляющая компания "Рынок-Агро" - Сенькова С.С., Желудова Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель мэрии г.о.Тольятти - Стадник Д.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшей решение оставить без изменений, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральный закон N 271 от 30.12.2006 (ред. от23.10.2010г.) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
Согласно статье 2 Закона о розничных рынках розничным рынком (рынком) признается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места; деятельность по продаже товаров - это продажа товаров, осуществляемая соответственно по договору розничной продажи; для целей данного закона под торговым местом понимается специально оборудованное и отведенное продавцу место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Автозаводского района г.Тольятти Самарской области во исполнение поручения прокуратуры г.Тольятти Самарской области от 12.11.2012г. проведена проверка деятельности ООО Управляющая компания "Рынок-Агро" по организации деятельности рынков, расположенных по адресу: "адрес" (у ТЦ " "данные изъяты""), в ходе которой установлено нарушение законодательства РФ о розничных рынках: ООО Управляющая компания "Рынок-Агро" разрешение мэрии г.о.Тольятти Самарской области на право организации рынков по указанным адресам не имеет.
Постановлениями мэрии г.о.Тольятти от 06.09.2012г. N N и N N1 в продлении срока действия разрешения на право организации розничных рынков по адресу: "адрес" (у ТЦ " "данные изъяты"") отказано.
Отсутствие разрешения на право организации рынков является законным препятствием для работы рынка.
ООО "Рынок-Агро" поставлено на учет как юридическое лицо в МРИ МНС N 2 по Самарской области 07.09.1993г. Решением единственного участника ООО Управляющая компания "Рынок-Агро" от 01.10.2008г. в лице Тимофеева С.В. утвержден Устав ООО Управляющая компания "Рынок-Агро", образованного путем реорганизации в форме выделения из ООО "Рынок-Агро"; обязанности директора ООО УК "Рынок-Агро" возложены на Тимофеева С.В.
Согласно договору аренды земельного участка на размещение рынка N N от 01.01.1997 г., заключенного между администрацией Автозаводского района г.Тольятти и ООО "Рынок-Агро", последнему в аренду предоставлен земельный участок для размещения мини-рынка по адресу: "адрес"
Согласно договору аренды земельного участка на размещение рынка N N от 01.01.2000 г., заключенного между администрацией Автозаводского района г.Тольятти и ООО "Рынок-Агро", последнему в аренду предоставлен земельный участок для размещения и дальнейшей эксплуатации мини-рынка по адресу: "адрес".
Из сообщения мэрии г.о. Тольятти от 04.07.2012г. следует, что в связи с предстоящим закрытием розничных рынков с 01.01.2013г. ООО УК "Рынок-Агро" рекомендовано подготовить и направить в мэрию г.о.Тольятти заявление на продление срока действия разрешения на право организации розничного рынка до 31.12.2012г. и рассмотреть возможность изменения типа рынка с универсального на сельскохозяйственный с использованием временных сооружений до конца 2014г., направить ходатайство о возможности изменения разрешенного вида использований земельных участков под размещение и строительство торговых павильонов.
Согласно ответу прокуратуры Автозаводского района г.Тольятти от 12.11.2012г. ООО Управляющая компания "Рынок-Агро" не имеет разрешений на право организации розничных рынков на территории города, в том числе и по указанным выше адресам, в связи с отказом в продлении срока действия разрешений на право организации розничных рынков.
Постановления мэрии г.о. Тольятти от 06.09.2012г. N N и N N об отказе в продлении срока действия разрешения на право организации розничных рынков по адресам: "адрес"у ТЦ " "данные изъяты"") незаконными не признаны, действие их не прекращено.
Определениями Арбитражного суда Самарской области от 12.04.2013 г. приняты отказы ООО " Рынок-Агро" от заявлений об оспаривании указанных постановлений мэрии г.о. Тольятти.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требования, так как деятельность по организации мини-рынков по адресам: "адрес" (у ТЦ " "данные изъяты"") осуществляется в отсутствии разрешения на организацию розничных рынков по указанным адресам, что влечет за собой заперт на осуществление данной деятельности.
Суд пришел к правильному выводу о том, что деятельность ответчика осуществляется с нарушениями пожарной безопасности, санитарных правил и норм, что создает опасность для жизни и здоровья граждан и является недопустимым.
Суд обоснованно указал, что розничный рынок является местом массового пребывания людей. В случае организации несанкционированного рынка возможно нарушение лицами, пребывающими на территории рынка санитарного, экологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства в сфере противодействия терроризму.
Доводы апелляционной жалобы о том, что рынки работают в полном соответствии с действующим законодательством, в том числе и в соответствии с положениями Закона " О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ", имеют паспорта безопасности, не могут быть приняты во внимание как не соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О розничных рынка и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается органом местного самоуправления муниципального образования (ст. 5 Закона).
Отсутствие такого разрешения является препятствием к организации рынка.
Как указано выше, в продлении разрешения на право организации розничных рынков по указанным адресам ответчику отказано, следовательно, ООО УК "Рынок-Агро" не имеет разрешений на право организации розничных рынков, в связи с чем, его деятельность невозможно признать соответствующей положениям Закона "О розничных рынка и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ".
В соответствии с Требованиями к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 255, паспорт безопасности розничного рынка составляется в отношении розничного рынка, организованного в порядке, установленном комментируемым Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", с учетом его типа, номенклатуры и объема реализуемых на рынке товаров и оказываемых услуг (выполняемых работ).
В отсутствии разрешения на право организации рынка паспорт безопасности не может быть признан достаточным основаниям для продолжения деятельности рынка.
Кроме того, как следует из доводов жалобы, рынки изменили свое назначение и стали сельскохозяйственными, в то время, как паспорт безопасности оформлен на универсальный рынок.
Ссылка в жалобе на преобразование 08.08.2013г. рынка, расположенного по адресу: "адрес", в ярмарку не может служить основанием для отмены решения, так как требования истца были заявлены в отношении рынка, а не ярмарки, которая в соответствии с отзывом мэрии г.о. Тольятти имела сезонный, а не постоянный характер действия, так как проводилась в период с 01.08.2013г. по 19.09.2013г.
Доводы жалобы о несогласии ответчика с отказом мэрии г.о. Тольятти в продлении разрешения на право организации розничных рынков и в смене типа рынка не имеют правового значения для разрешения данного спора. Предметом настоящего спора данные доводы не являются.
Кроме того, о необходимости приведения своей деятельности в соответствие с Законом РФ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" ответчики знали с момента вступления данного Закона в силу.
Изначально данный Закон устанавливал требование о приведении организации розничного рынка, организации и осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке в соответствие с положениями комментируемого Закона не позднее 11 июня 2007 г.
В последующем в данную норму Закона неоднократно вносились изменения, и упомянутый срок продлевался вплоть до 01.01.2013 г., и ответчик имел возможность решить вопрос о приведении деятельности рынка в соответствии с действующим законодательством, не дожидаясь окончания действия отсрочки.
Руководствуясь ст.ст.328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 07.05.2013г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Рынок-Агро" без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.