и.о. председателя Санкт-Петербургского городского суда Павлюченко Михаил Алексеевич, рассмотрев жалобу
Черткова А.В., "дата" года рождения,
уроженца "адрес", зарегистрированного и проживающего
по адресу: "адрес",
на вступившие в законную силу постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2013 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2013 года Чертков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2013 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе Чертков А.В. просит состоявшиеся судебные решения отменить, производство по делу прекратить, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как он не являлся организатором публичного мероприятия и не проводил его. Полагает, что судьями обеих инстанций при рассмотрении дела не была учтена позиция Конституционного Суда РФ.
Проверив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
При рассмотрении дела судьей Куйбышевского районного суда установлено, что 18 июля 2013 года в 19 часов 30 минут Чертков А.В., находясь у "адрес", добровольно присутствовал в группе граждан около 500 человек в указанном месте для публичного выражения своего мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера. Данное публичное мероприятие в форме пикетирования не было согласовано с исполнительными органами государственной власти - Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга. При проведении данного публичного мероприятия были использованы газеты "За Навального", которые были в руках у большинства участвующих в проведении публичного мероприятии граждан. Чертков А.В. также держал в руках данную газету и выкрикивал политические лозунги. Указанное публичное мероприятия проводилось с нарушением требований ч. 1 ст. 7 Федерального Закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года (далее - Закон N 54-ФЗ). Сотрудники полиции в лице и.о. заместителя начальника ОООП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга Афанасьева В.А. и заместителя командира взвода ППСП полка ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Булатова В.И., посредством громко-усилительной аппаратуры неоднократно публично уведомили об этом всех лиц, участвующих в мероприятии, в том числе и Черткова А.В., неоднократно требовали прекратить пикетирование и разойтись. Однако на законные требования сотрудников полиции Чертков А.В. не реагировал, пикетирование не прекращал, тем самым продолжал принимать участие в проведении указанного выше публичного мероприятия.
Указанные действия Черткова А.В. квалифицированы судьей районного суда по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Между тем с таким выводом судьи нельзя согласиться.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия (часть 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).
Согласно части 3 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право, в том числе: проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания; проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации; уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Обязанность подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Закона N 54-ФЗ, возложена именно на организатора публичного мероприятия. При этом организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. (п. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).
Анализ положений ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Закона N 54-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что норма ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ распространяется только на организаторов публичного мероприятия, нарушивших установленный в ч. 5 ст. 5 Закона N 53-ФЗ запрет на его организацию или проведение без подачи уведомления в соответствующий орган публичной власти.
Частью 1 ст. 6 Закона N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным Законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Законом N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Чертков А.В. принял участие в публичном мероприятии в форме пикетирования, не согласованного с исполнительным органом государственной власти в лице Комитета по законности, правопорядку и безопасности Санкт-Петербурга, то есть являлся участником, а не организатором данного публичного мероприятия. Вместе с тем, принимая участие в митинге, Чертков А.В. после того, как был уведомлен сотрудниками органов внутренних дел о том, что данный митинг проводится с нарушением установленного Законом N 54-ФЗ порядка подачи уведомления о его проведении, не выполнил законное требование сотрудников внутренних дел прекратить митинг и разойтись, то есть нарушил возложенные на него Законом обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, действия Черткова А.В. подлежали квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы в порядке надзора выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что факт нарушения Чертковым А.В. установленного порядка проведения митинга подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении; рапортами сотрудников полиции; протоколом об административном задержании; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; ответом Комитета по законности, правопорядку и безопасности Санкт-Петербурга; видеозаписью, содержащейся на CD-R диске; ксерокопией газеты и иными письменными материалами дела, - состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении судебные решения подлежат изменению путем переквалификации действий Черткова А.В. с ч. 2 ст. 20.2 на ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При решении вопроса о виде и размере административного наказания, суд руководствуется положениями ст. 4.1 КоАП РФ и принимает во внимание данные о личности Черткова А.В., который ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе по ст.ст. 20.2, 19.3 КоАП РФ (л.д. 8-9). Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Вместе с тем суд учитывает, что назначая Черткову А.В. наказание, судья районного суда руководствовался положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 года N 4-П, и назначил наказание ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. В связи с чем, суд полагает назначить Черткову А.В. административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела в размере 5000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу Черткова А.В. удовлетворить частично.
Постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2013 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Черткова А.В., изменить. Переквалифицировать действия Черткова А.В. с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ на ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июля 2013 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2013 года оставить без изменения.
И.о. председателя
Санкт-Петербургского
городского суда М. А. Павлюченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.