Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Желонкиной Г.А. и Филатовой В.Ю.
при секретаре Королевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. дело по иску министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области к Стрелковой Т.П. о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права государственной собственности на жилое помещение, по апелляционной жалобе Стрелковой Т.П. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 05 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В.,объяснения Стрелковой Т.П. и ее представителя - адвоката Солдатовой Т.П., поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обратилось в суд с иском к Стрелковой Т.П. о прекращении права собственности на жилое помещение, о признании права государственной собственности на жилое помещение.
В обоснование заявленного указав, что Стрелкова Т.П. вместе с членами своей семьи проживала по адресу: "адрес". В соответствии с актом межведомственной комиссии по признанию домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области от 03.06.2004 г. N, "адрес" признан непригодным для проживания. В целях отселения граждан из квартир непригодных для проживания министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Стрелковой Т.П. была представлена социальная выплата, однако ответчик не передал "адрес" в собственность Саратовской области. В связи с тем, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области фактически выкупало у собственников жилые помещения, считает, что право собственности на имущество должно быть прекращено. Просит суд прекратить у Стрелковой Т.П. право собственности на жилое помещение общей площадью 56,7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", признать за Саратовской областью в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области право государственной собственности на указанное жилое помещение.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
В апелляционной жалобе Стрелкова Т.П. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное. Считает, что судом не в полном объеме дана оценка всем представленным доказательствам. Указывает, что между ней и истцом договор купли-продажи не заключался и не подписывался, данная сделка не регистрировалась в Управлении Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии. Истцом не было представлено доказательств заключения между сторонами договора.
Учитывая мнение участников процесса, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании Стрелкова Т.П. и ее представитель Солдатова Т.П. поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, указанным в подп. "и" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
В п. 22 указанного постановления разъяснено: в том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
Законом Саратовской области "Об областных целевых программах" от 29.12.2006 N была утверждена областная целевая (комплексная) программа "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы", согласно которой было запланировано переселение граждан из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", признанного непригодным для проживания, путем предоставления помещений по договору социального найма, либо путем предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений.
Согласно п. 3 Подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" в редакции Закона Саратовской области от 29.12.2006 N 152-ЗСО (в редакции от 30.12.2011) основной целью подпрограммы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, их переселение из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
Решение задач в части выполнения государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан осуществляется путем, в том числе социальных выплат, которые направляются на строительство (приобретение) жилья.
Размер социальной выплаты определяется условиями соответствующей подпрограммы.
В случае приобретения получателем социальной выплаты жилого помещения площадью, превышающей нормы предоставления жилых помещений, сверхнормативная площадь оплачивается за счет его собственных средств.
Согласно п. 3.2. Подпрограммы для переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, возможно при согласии граждан предоставление им социальной выплаты.
В соответствии со ст. 15 Закона "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" от 28.04.2005 N39-ЗСО право на улучшение жилищных условий при реализации областных целевых программ путем предоставления безвозмездной финансовой помощи (социальной выплаты) на приобретение жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области граждане, в т.ч., достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, в порядке, установленном соответствующим законом области (п. 5 ч. 1).
Согласно п.п. а, б ч. 2 ст. 2.2 Закона Саратовской области от 28.04.2012 N89-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", если жилое помещение, из которого осуществляется переселение, принадлежит гражданам на праве собственности, то:
- гражданам, у которых имеются иные жилые помещения в собственности или на условиях социального найма, предоставляется компенсация стоимости жилого помещения в форме социальной выплаты при условии передачи ранее занимаемого жилого помещения в государственную собственность области. Порядок предоставления компенсации определяется Правительством области с учетом положений части 4.1 настоящей статьи;
- гражданам, у которых данное жилое помещение является единственным жилым помещением, предоставляется социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения при условии передачи ранее занимаемого жилого помещения в государственную собственность области. Порядок предоставления социальной выплаты определяется Правительством Саратовской области с учетом положений части 4.2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Стрелкова Т.П. является собственником "адрес" (л.д. 83).
В соответствии с актом межведомственной комиссии по признанию домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области от 03.06.2004 г. N жилой "адрес" признан непригодным для проживания (л.д. 9-11).
Установлено, что многоквартирный дом, в котором находится спорная квартира, включен в ведомственную целевую программу "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2005 -2010 годах".
Согласно сообщению комитета по управлению имуществом г. Саратова от 23.07.2013 г. N расселение "адрес" и предоставление квартир гражданам, зарегистрированным в данном доме осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (л.д. 42).
Распоряжением министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 05.03.2007 г. N Стрелкова Т.П. признана нуждающейся в получении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений при реализации областной целевой комплексной программы "Переселение граждан города Саратова из ветхого и аварийного жилищного фонда (л.д. 15-17).
05.05.2006 г. Стрелкова Т.П. обратилась в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлением о предоставлении ей безвозмездно финансовой помощи в форме субсидии на приобретение жилого помещения в связи с постановкой на учет в соответствии со ст. 15 Закона Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" по программе "Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда" и областной целевой программе "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы" (л.д. 72).
30.05.2006 г. Стрелкова Т.П. получила от министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области свидетельство о предоставлении безвозмездной финансовой помощи в форме субсидии на строительство (приобретение) жилого помещения в размере 696 960 руб. из расчета 10 890 руб. за 1 кв.м., что подтверждается корешком именного свидетельства серия N от 30.05.2006 года и подписью ответчика на данном документе (л.д.44).
Согласно платежному поручению от 13.06.2006 г. N указанная сумма была перечислена Стрелковой Т.П. (л.д.14).
Каких-либо доказательств того, что Стрелкова Т.П. возражала против получения указанной в свидетельстве суммы денежных средств, не представлено (л.д. 44).
Не содержит таковых доказательств и апелляционная жалоба.
30.05.2006 г. между ООО " "данные изъяты"" и Стрелковой Т.П., членами ее семьи Стрелковым Д.А., Стрелковым А.А. был заключен договор о долевом участии в строительстве жилого дома по адресу: "адрес". Согласно условиям договора стоимость 2-х комнатной квартиры общей площадью 68 кв.м. составляет 748 000 руб., из которых 696 960 руб. уплачены из средств областного бюджета, согласно именному свидетельству о выделении безвозмездной финансовой помощи в форме субсидии на строительство жилого помещения (л.д. 46-47).
В настоящее время Стрелкова Т.П. проживает и зарегистрирована в "адрес", собственником которой она является. Данное жилое помещение приобретено за счет средств областного бюджета, площадь указанной квартиры больше площади ранее занимаемого жилого помещения, что опровергает довод ответчика о несоразмерности полученной компенсации.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу положений п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании вышеизложенного судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции о том, что, получив денежные средства в виде субсидии для приобретения нового жилья на добровольной основе, став участником указанной выше Программы, Стрелкова Т.П. утратила право собственности на аварийную квартиру и ее право на данную квартиру подлежит прекращению, вместе с тем за Саратовской областью в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области подлежит признанию право государственной собственности на указанное жилое помещение.
Довод апелляционной жалобы о том, что между Стрелковой Т.П. и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области договор купли-продажи не заключался и не подписывался, данная сделка не регистрировалась в Управлении Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии, по мнению судебной коллегии, не является основанием для отмены решения суда.
Судом установлено, что Стрелкова Т.П. получила от министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области свидетельство о предоставлении безвозмездной финансовой помощи в форме субсидии на строительство (приобретение) жилого помещения в размере 696 960 руб. из расчета 10 890 руб. за 1 кв.м., что подтверждается корешком именного свидетельства серия N от 30.05.2006 г.
Факт подписания указанного свидетельства и получения данной денежной суммы ответчиком не оспаривается.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не подтверждены какими-либо доказательствами, не опровергают выводы суда и были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 05 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.