Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Петровой Н.А., Поляниной О.А.,
при секретаре Павловой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Скорук В.М. к комитету по управлению имуществом "адрес", администрации Саратовского муниципального района, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственном имуществом по "адрес" о признании права собственности на земельный участок по приобретательной давности по апелляционной жалобе Скорук В.М. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 25 сентября 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скорук В.М. обратилась в суд с иском к комитету по управлению имуществом Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственном имуществом по Саратовской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес", на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Земельный участок площадью 1160 кв.м, на котором расположено домовладение, на праве собственности никому не принадлежит, поскольку не относится ни к федеральной, ни к государственной, ни к муниципальной собственности. По утверждению истца, она добросовестно, открыто и непрерывно владеет земельным участком на протяжении 15 лет.
Истец просила суд признать за ней право собственности на земельный участок площадью 1160 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в порядке приобретательной давности.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 25 сентября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Скорук В.М. подала апелляционную жалобу, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению автора жалобы, вывод суда о недопустимости признания права собственности на земельные участки в порядке приобретательной давности не соответствует действующему законодательству. Суд в решении смешивает понятия "возникновение права на земельный участок" и "предоставление земельного участка", которые не совпадают по своему правовому значению. Судом не установлено ограничение оборотоспособности спорного земельного участка, земельный участок не относится к объектам федеральной, государственной и муниципальной собственности. Истец полагает, что местоположение и границы земельного участка могут определяться указанием на объекты, которые служат границами для земельного участка, в связи с чем межевание земельного участка не является обязательным. Кроме того, признание права собственности по ст. 234 ГК РФ не требует оформления земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Судом неправомерно было отказано истцу в удовлетворении ходатайства об истребовании сведений о наличии прав на данный земельный участок у третьих лиц, которые по месту своего нахождения и характеру деятельности могли быть предположительными владельцами участка, не зарегистрировавшими свои права на него, для последующего привлечения их к участию в деле.
Администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержится просьба рассмотреть дело на усмотрение судебной коллегии.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статья 234 ГК РФ предусматривает, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
При этом давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества.
Давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В соответствии со статьей 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статья 16 ЗК РФ устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законам
В силу ст. 28 ЗК РФ (пункты 1 и 2) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Анализ приведенных норм права показывает, что если земельный участок не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, то он относится к объектам государственной собственности. Следовательно, приобретение прав на земельный участок должно осуществляться путем предоставления земельного участка на основании решения уполномоченного органа. Возможности приобретения прав на земельный участок в соответствии со ст. 234 ГК РФ земельное законодательство не содержит.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом со строениями и сооружениями общей площадью 57,3 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Право собственности на жилой дом, 1972 года постройки, приобретено лицом в порядке наследования по закону, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от "дата". Земельный участок, на котором расположено домовладение, объектом наследственных прав не являлся, правоустанавливающих документов на него истцом не представлено.
Согласно справке, выданной администрацией Александровского муниципального образования "адрес", домовладение наследодателя Скорук М.У. располагалось на земельном участке площадью 1100 кв.м, земельный участок находился в пользовании Скорук М.У.
В силу п.п. 1, 5-7 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, истец, желая оформить земельный участок в собственность либо на праве аренды, вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей земельного участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ.
К доводам жалобы о возможности применения к возникшим правоотношениям ст. 234 ГК РФ судебная коллегия относится критически, поскольку они основаны на неправильном применении норм действующего законодательства.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что земельный участок, на который просит признать право собственности истец, не сформирован, в связи с чем не может являться объектом земельных правоотношений.
Статья 11.1. ЗК РФ предусматривает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Порядок формирования земельного участка как объекта правоотношений урегулирован Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Статья 38 указанного закона предусматривает для постановки земельного участка на кадастровый учет как объекта недвижимости необходимость составления межевого плана.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (п.п. 1-3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Между тем истцом требования законодательства не выполнены, земельный участок не сформирован (не проведено его межевание, согласование границ с соседними землепользователями), не поставлен на кадастровый учет, что не позволяет рассматривать спорный земельный участок как объект прав.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка с позиций их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 25 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.