Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,
судей Поляниной О.А., Песковой Ж.А.,
при секретаре Низове И.В.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Волжского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении работ по проектированию светофорного объекта на перекрестке улиц Московской и Лермонтова в городе Саратове, возложении обязанности по установке светофорного объекта на перекрестке указанных автодорог в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52 289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52 290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", по апелляционной жалобе комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 29 августа 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что для отмены или изменения постановленного решения нет правовых оснований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Волжского района города Саратова обратился в суд с иском к комитету дорожного хозяйства благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет) с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование исковых требований указал, что 10 июня 2013 года прокуратурой Волжского района города Саратова проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что 26 апреля 2012 года отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову в Комитет направлено техническое задание на проектирование светофорного объекта на пересечении улиц Московской и Лермонтова в городе Саратове в соответствии с требованиями вышеуказанных Государственных стандартов Российской Федерации. Ссылался, что установка светофорного объекта на данном перекрестке не произведена, что может повлечь угрозу возникновения неблагоприятных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, пользующихся указанными автодорогами.
Решением районного суда признано незаконным бездействие Комитета по непринятию мер по проектированию светофорного объекта на пересечении автодорог по улицам Московской и Лермонтова в городе Саратове, на Комитет возложена обязанность по установке светофорного объекта на перекрестке вышеуказанных автодорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52 289-2004 и ГОСТ Р 52 290-2004 в срок до 01 мая 2014 года.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, неправильное применение судом норм материального права, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ее автор указывает на те же обстоятельства, на которых Комитет основывал свои возражения в суде первой инстанции.
Считает требование о признании бездействия Комитета необоснованным, поскольку отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову согласованы проекты дорожного движения на объекты дорожно-уличной сети муниципального образования "Город Саратов", техническое задание на проектирование светофорного объекта не может быть допустимым доказательством, поскольку решение о необходимости проектирования светофорного объекта принимается на основании результатов предпроектного обследования транспортных и пешеходных потоков. Полагает, что прокурор, обратившись с заявленным иском, фактически продублировал функции государственной инспекции безопасности дорожного движения, что является недопустимым.
Представители Комитета и администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оно подлежит оставлению без изменения.
Согласно ст. ст. 1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Как установлено п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как установлено п.п. 9, 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит также разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки. В состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входит, в том числе, установка недостающих дорожных знаков, светофорных объектов и других элементов обустройства дорог.
Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 принят Устав муниципального образования "Город Саратов", согласно которому город является городским поселением, наделённым Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
К вопросам местного значения города отнесена также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-281 утверждено положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", согласно которому комитет дорожного хозяйства является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации МО "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием, соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование расходов на содержание комитета осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования "Город Саратов". Муниципальное имущество, необходимое комитету для выполнения своих задач, закреплено за комитетом на праве оперативного управления.
В сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения комитет дорожного хозяйства: осуществляет обследование состояния автомобильных дорог местного значения; организует в пределах зон ответственности, разграничение которых производится на основании муниципальных правовых актов, деятельность по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения; осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города; разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Комитетом не оспаривается, что распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова от 21 января 2010 года N 49-р "О включении автомобильных дорог, закреплённых за комитетом дорожного хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов", в Сводный реестр муниципальной казны" (в редакции приложение распоряжения комитета по управлению имуществом города Саратова от 27 января 2012 года N 77-р) муниципальные дороги общего пользования на пересечении улиц Московской и Лермонтова, находящиеся на территории Волжского района города Саратова, закреплены за Комитетом, который определен держателем объектов имущественной части муниципальной казны.
Проанализировав приведённые выше положения нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах города, а также содержание данных автомобильных дорог, в том числе оборудование светофорными объектами, отнесены к вопросам местного значения поселения и являются расходными обязательствами муниципальных образований. Указанными полномочиями муниципального образования "Город Саратов" наделён комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" как отраслевое (функциональное) структурное подразделение администрации муниципального образования "Город Саратов". Для реализации данных полномочий за Комитетом закреплено необходимое муниципальное имущество и предоставляется финансирование за счёт средств бюджета муниципального образования "Город Саратов".
Как следует из материалов дела, наличие технического задания отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову N 46 на установку светофорного объекта на пересечении улиц Московской и Лермонтова в городе Саратове не оспаривается.
Согласно п. 3.10 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52 289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденному приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, светофорный объект: группа светофоров, установленных на участке улично-дорожной сети, очередность движения по которому конфликтующих транспортных потоков или транспортных и пешеходных потоков регулируется светофорной сигнализацией.
Знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597 (п. 5.1.2 ГОСТ Р 62 289-2004).
Как установлено судом первой инстанции, в нарушение требований Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года N 120-ст, пересечение автодорог по улицам Московской и Лермонтова в городе Саратове не оборудовано светофорным объектом.
Наличие условий для введения светофорного регулирования на пресечении указанных улиц, предусмотренных ГОСТ Р 52289-2004, Комитетом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным бездействия Комитета по непринятию мер к проектированию светофорного объекта на перекрестке вышеуказанных автодорог, и для возложения на Комитет обязанности организовать установку на пересечении вышеуказанных автодорог светофорного объекта в срок до 01 мая 2014 года.
Срок проведения Комитетом указанных работ определён судом первой инстанции исходя из принципа разумности и с учетом необходимости финансирования таких работ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела, а потому отсутствуют основания для отмены решения суда в данной части.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокурор, обратившись с настоящим иском, вмешался в деятельность органа местного самоуправления, несостоятелен. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Необходимость надлежащего содержания автомобильных дорог обусловлена обеспечением безопасности дорожного движения, что затрагивает интересы неопределенного числа граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Саратов".
Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 29 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.