Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М., Тришкиной М.А.,
при секретаре Хисяметдиновой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. апелляционную жалобу администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области, апелляционную жалобу администрации Саратовского муниципального района Саратовской области на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 10 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску индивидуального предпринимателя Котлова А.Г., индивидуального предпринимателя Озернова П.Н., индивидуального предпринимателя Шабаркова О.Б. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Корниенко Н.Н., Агаповой В.Р., Сотову Д.В., Ивановой М.У. о признании недействительными постановлений администрации Саратовского муниципального района о предоставлении в аренду земельных участков, о признании недействительными договоров аренды земельных участков, о замене стороны в обязательстве, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя третьего лица администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области Слугиной С.В. (доверенность от 01 октября 2013 года сроком действия 1 год), поддержавшей доводы жалобы, представителя истцов - Артеменко Н.В. (доверенности от 09 июля 2012 года, 06 февраля 2013 года, 12 июля 2012 года сроком действия 3 года), возражавшей против удовлетворения жалоб, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражения на них, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Котлов А.Г., Озернов П.Н., Шабарков О.Б. обратились в Саратовский районный суд с исковым заявлением к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, Корниенко Н.Н, Агаповой В.Р., Сотову Д.В., Ивановой М.У., в котором с учетом дополнений к исковым требованиям просили признать недействительными постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от "дата" N N и договор аренды о предоставлении в аренду сроком на 49 лет Сотову Д.В. земельного участка площадью 1479 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от "дата" N N и договор аренды о предоставлении в аренду сроком на 49 лет Сотову Д.В. земельного участка площадью 1525 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от "дата" N N и договор аренды о предоставлении в аренду сроком на 49 лет Сотову Д.В. земельного участка площадью 1538 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от "дата" года N N и договор аренды о предоставлении в аренду сроком на 49 лет Агаповой В.Р. земельного участка площадью 1712 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от "дата" года N N и договор аренды о предоставлении в аренду сроком на 49 лет Ивановой М.У. земельного участка площадью 1966 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; договор замены стороны в обязательстве от "дата", заключенный Ивановой М.У. с Корниенко Н.Н.
В обосновании исковых требований указали, что в 2006 году им в общую долевую собственность (по 1/3 доли каждому) был предоставлен земельный участок площадью 306000 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес"". Указанный земельный участок был объединен из 17 земельных участков площадью по 18000 кв.м каждый для строительства индивидуальных жилых домов, которые в целом должны образовать жилой посёлок. Постановлением администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области от "дата" N N сформированному земельному участку площадью 30,6 га присвоен почтовый адрес: "адрес" Истцами подготовлен проект межевания данного земельного участка как территории, предоставленной для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которым на земельном участке по адресу: "адрес" предусмотрено строительство 246 объектов индивидуального жилищного строительства и 2-х зданий общественного назначения за границей участка, определены подъездные пути - дороги к объектам. По границам земельного участка от участка 84 на проекте межевания до участка 218 на проекте межевания проходит улица местного значения - дорога. "дата" года указанный проект был согласован главным архитектором Саратовского района Гусевой Н.В. В 2012 году администрацией Саратовского района Саратовской области на указанной улице местного значения - дороге, сформированы спорные земельные участки, которые впоследствии переданы ответчикам в аренду. Полагают, что передача спорных земельных участков происходила с нарушением градостроительных регламентов и прав истцов, поскольку они лишены возможности реализации проектируемого строительства индивидуальных жилых домов в соответствии с проектом межевания из-за отсутствия доступа к земельному участку со стороны спорных земельных участков, формируемых на улице местного значения - дороге. Так же указали, что спорные земельные участки сформированы в охранной зоне газопровода и принятые администрацией решения о предоставлении в аренду спорных земельных участков противоречат нормам действующего законодательства, а сделки, заключенные на основании незаконных постановлений, являются ничтожными.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 10 сентября 2013 года исковые требования удовлетворены, признаны недействительными указанные постановления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и договора аренды. Исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о спорных земельных участках, принадлежащих ответчикам.
Не согласившись с решением, администрацией Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области и администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области поданы апелляционные жалобы, в которых их авторы просят решение суда отменить. В обосновании доводов жалоб указывают на пропуск истцами срока исковой давности, предусмотренного ст. 256 ГПК Российской Федерации, несмотря на заявление ответчиков о его применении. Обращают внимание на то, что ОАО "Газсбытсервис" распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области N N от 16 августа 2010 года не исполнило, земельные участки, входящие в охранную зону газопровода, на кадастровый учет не поставило. Указывают на несостоятельность доводов истцов о наложении на спорную улицу других участков, поскольку установленный положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" перечень документов, содержащий сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, необходимых для кадастрового учета, исключает возможность наложения. Полагают, что проект межевания земельного участка истцов, согласованный в 2006 году, действует в границах земельного участка, принадлежащего истцам, а не за пределами земельного участка, указанного на плане.
В возражениях на апелляционную жалобу ОАО "Газсбытсервис" полагает решение законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку спорные земельные участки образованы в охранной зоне газопровода.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области - Слугина С.В., поддержала доводы жалобы и просила её удовлетворить, представитель истцов Артеменко Н.В. просила оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, не сообщили о причинах неявки и не просили дело слушанием отложить. Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 3 ГПК Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав этого лица, его свобод или законных интересов. Защите подлежит нарушенное право.
В соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Статья 13 ГК Российской Федерации устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 11.3 ЗК Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 1 ГрК Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Статьёй 18 ГрК Российской Федерации установлено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений.
В соответствии со ст. 23 ГрК Российской Федерации генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных картах соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, автомобильные дороги местного значения.
Согласно п. 5 ст. 45 ГрК Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи от "дата" года Котлов А.Г., Озернов П.Н., Шаборков О.Б. являются сособственниками в равных долях земельного участка площадью 306000кв.м с кадастровым номером N для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес"
Указанный земельный участок объединен из 17 земельных участков площадью по 18 000 кв.м каждый для строительства индивидуальных жилых домов, которые в целом должны образовать жилой посёлок.
Сформированному земельному участку площадью 306000 кв.м постановлением администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области присвоен почтовый адрес: "адрес"
Истцами был подготовлен проект межевания данного земельного участка как территории, предоставленной для индивидуального жилищного строительства, который 11 октября 2006 года был согласован с главным архитектором Саратовского района Гусевой Н.В., что подтверждается представленным проектом межевания (т. 1 л.д. 114).
В соответствии с указанным документом на земельном участке по адресу: "адрес", предусмотрено строительство 246 объектов индивидуального жилищного строительства и 2-х зданий общественного назначения за границей участка, определены подъездные пути - дороги к объектам. По границам земельного участка от участка 84 на проекте межевания до участка 218 на проекте межевания проходит улица местного значения - дорога.
Согласно сообщению главного инженера филиала-треста "Татищевомежрайгаз" от 24 мая 2006 года N N в адрес исполняющего обязанности главы администрации Саратовского района на территории предполагаемой застройки жилых домов в "адрес") имеется возможность их газифицировать от существующего ШРП в количестве 250 абонентов (т. 1 л.д. 171).
Решением собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 ноября 2011 года N 01-7/390 утвержден генеральный план Александровского муниципального района Саратовской области (т. 3 л.д.203-209).
В соответствии с разделом I генерального плана Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области его целью является разработка долгосрочной градостроительной стратегии на основе принципов устойчивого развития территорий, создания благоприятной среды для проживания. Основными задачами генерального плана Александровского муниципального района Саратовской области, на решение которых направлены основные разделы проекта, являются: разработка мероприятий по качественному улучшению состояния среды - реконструкция и благоустройство всех территорий сельского поселения; функциональное зонирование для размещения жилищного строительства, обслуживания, производства, отдыха и других функций.
Разделом 3.3. "Жилые зоны" генерального плана Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области предусмотрено размещение новых жилых зон в п. Тепличный, с. Березина Речка, с. Александровка, дер. Кокурино, п. Верхний Рейник, дер. Еремеевка.
В соответствии с разделом 7.4 "Теплоснабжение" генерального плана Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области развитие пос. Рейник предполагает строительство индивидуального жилья и двух магазинов в Верхнем Рейнике.
Разделом 7.5 "Газоснабжение" генерального плана определено, что развитие пос. Рейник предусматривает строительство в Верхнем Рейнике 250 индивидуальных жилых домов. Газоснабжение этих объектов предлагается провести от существующего ГРПШ.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16 августа 2010 года N N р утверждены границы охранной зоны газораспределительных сетей ОАО "Газсбытсервис" в связи с прохождением сооружения - газопровода протяженностью 152000 п.м, литер Г по территории Саратовского района Саратовской области в соответствии с документами о межевании границ охранной зоны. В связи с этим наложены ограничения в использовании (обременения), указанные в пунктах 14, 15 и 16 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 "Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей", на входящие в охранную зону газопровода земельные участки с указанием кадастровых кварталов и их площади. (т. 3 л.д. 212-213).
Кроме того, постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N N от "дата" года Сотову Д.В. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1525 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (т. 3 л.д. 25).
"дата" года между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и Сотовым Д.В. заключен договор аренды земельного участка площадью 1525 кв.м с кадастровым номером N по указанному выше адресу, который "дата" года зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (т. 3 л.д. 54-62).
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N N от "дата" года Сотову Д.В. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1538 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (т. 3 л.д. 17).
"дата" года между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и Сотовым Д.В. заключен договор аренды земельного участка площадью 1538 кв.м с кадастровым номером N по вышеназванному адресу, который "дата" зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (т. 3 л.д. 45-53).
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N N от "дата" года Сотову Д.В. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1479 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"", вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (т. 3 л.д. 32).
"дата" года между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и Сотовым Д.В. заключен договор аренды земельного участка площадью 1479 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по вышеуказанному адресу, который "дата" года зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (т. 3 л.д. 63-71).
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N N от "дата" года Агаповой В.Р. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1712 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (т. 3 л.д. 11).
"дата" года между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и Агаповой В.Р. заключен договор аренды земельного участка площадью 1712 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по вышеуказанному адресу. (т. 3 л.д. 153-160).
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области N N от "дата" года Ивановой М.У. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1966 кв.м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (т. 3 л.д. 40).
"дата" года между администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области и Ивановой М.У. заключен договор аренды земельного участка площадью 1966 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по вышеуказанному адресу, который "дата" года зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (т. 3 л.д. 72-80).
"дата" года между Ивановой М.У. и Корниенко Н.Н. заключен договор замены стороны в обязательстве по договору аренды земельного участка площадью 1966 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (т. 3 л.д. 176-177).
Как видно из материалов дела, кадастровые границы земельных участков с кадастровыми номерами N имеют пересечение (область наложения) с проездом местного значения (дорогой) шириной 12,50 м от земельного участка N 84 на проекте межевания, что соответствует поворотной точке 7 кадастровой выписки о земельном участке от 26 июня 2012 года N N до земельного участка N 218 на проекте межевания, что соответствует поворотной точке 8 в указанной кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером N подтверждается письменным доказательством - исследованием N 39.9/2013, проведенным ООО "Бюро судебных экспертиз", проектом межевания территории застройки (т. 1 л.д. 114), а также показаниями свидетеля Самойлова К.К., допрошенного в суде апелляционной инстанции, подтвердившего выводы указанного исследования.
Судом первой инстанции установлено, что генеральный план Александровского муниципального образования Саратовского района содержит схему развития инфраструктуры, в том числе пос. Рейник, в соответствии с которой по границе земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцам, в частности, от участка N 84 на проекте межевания, что соответствует поворотной точке 7 кадастровой выписки о земельном участке от 26 июня 2012 года до участка N 218 на проекте межевания, что соответствует поворотной точке 8 на указанной кадастровой выписке о земельном участке, предусмотрена улица местного значения - дорога, что подтверждено схемой развития транспортной инфраструктуры указанного посёлка.
Согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером N земельный участок, принадлежащий истцам, обозначенный в проекте межевания земельного участка как территория, предоставленная для индивидуального жилищного строительства, соответствует координатам характерных точек, содержащихся в сведениях государственного кадастра недвижимости, земельного участка площадью 306000 кв.м, входит в границы населённого пункта пос. "адрес" и отображён на схеме развития транспортной инфраструктуры генерального плана Александровского муниципального образования Саратовского района.
При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы жалоб об отсутствии наложения спорных земельных участков, предоставленных ответчикам, на улицу (проезд). В силу предусмотренной ст. 56 ГПК Российской Федерации процессуальной обязанности ответчики не предоставили доказательств, опровергающих доводы истца, их возражения в апелляционной жалобе ничем не подтверждены и основаны на несогласии с выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок, принадлежащий истцам, в настоящее время не застроен, имеется свободный доступ к нему со всех сторон, что исключает нарушение законных прав заявителей, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку изначально земельный участок предоставлялся под жилую застройку с условием размещения к нему подъездных путей, что также соответствует правилам формирования земельного участка, определенным подп. 3 п. 4 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен.
Кроме того, согласно исследованию N 39.9/2013, проведенному ООО "Бюро судебных экспертиз", земельные участки с кадастровыми номерами: N, располагаются на территории охранной зоны газопровода высокого давлением 1,2 Мпа и образованы в зоне прохождения газопровода высокого давления, по 15 м в обе стороны от оси газопровода.
Газопровод принадлежит ОАО "Газсбытсервис", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 64-АГ 033170 от 29 декабря 2010 года (т. 3 л.д. 211).
Согласно ст. 2 и Приложению N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п. 6 ст. 90 ЗК Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Исходя из вида разрешенного использования: под личное подсобное хозяйство, ответчики - землепользователи вправе использовать земельные участки в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Однако на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения (п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878).
Согласно п. 3.16 СНиП 2.05.06.-85 "Магистральные трубопроводы" расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4, в частности, при диаметре трубы менее 300 мм: до отдельно стоящего жилого здания 1-2 этажного - 50 м.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленых гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарная защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, территории коттеджной застройки.
В силу приведенных выше нормативных правовых актов выбор земельного участка для строительства органом местного самоуправления обеспечивается с учетом экологических, градостроительных и санитарных условий, в том числе с соблюдением Правил охраны магистральных трубопроводов, Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878.
Ссылаясь на вышеуказанные нарушения при выборе земельных участков, истцы полагают, что нарушены их права как собственников земельного участка с видом разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, поскольку участок газопровода, проходящий по отведенным земельным участкам, предполагает обслуживание и земельного участка, принадлежащего истцам.
Оспариваемые постановления о предоставлении земельных участков без установления на земельных участках границ и местоположения охранной зоны газопроводов в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 78-ФЗ от 18 июня 2001 года "О землеустройстве", ст. 11.1 ЗК РФ, п. 2 приказа Минэкономразвития РФ от 03 июня 2011 года N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства" свидетельствуют о нарушении экологических, градостроительных и санитарных условий, влекут необоснованную возможность использования спорных земельных участков под жилую застройку без каких-либо ограничений на всей площади таких участков.
Ссылаясь на законность оспариваемых постановлений и договоров аренды, ответчики указывают на отсутствие в определенном законом порядке установленных охранных зон и соответствующих ограничений в использовании земельных участков. Данное обстоятельство не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку при предоставлении земельных участков установлены факты нарушений экологических, градостроительных и санитарных условий, определенных вышеназванными нормативными актами, отсутствие соответствующих согласований.
Предоставление ответчикам земельных участков в нарушение п. 11 ст. 30 ЗК Российской Федерации осуществлено не с аукциона, без предварительного согласования мест размещения объектов, а по правилам, установленным ст. 34 ЗК Российской Федерации, как для целей, не связанных со строительством. Между тем в силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предоставление земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства предполагает возможность возводить жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения, сооружения, а потому порядок предоставления земельных участков ответчикам произведен в нарушение закона.
Таким образом, земельные участки в аренду ответчикам предоставлены в нарушение земельного, градостроительного законодательства и затрагивают права истцов.
При указанных выше обстоятельствах постановления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о предоставлении ответчикам земельных участков являются незаконными.
Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Право на земельный участок возникает в соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК Российской Федерации по основаниям, установленным гражданским законодательством, исходя из сложившихся правоотношений - на основании заключенного договора.
Согласно ст. 422 ГК Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Таким образом, договор аренды земельного участка должен соответствовать требованиям земельного законодательства, в том числе, и принятия решения компетентным органом о предоставлении права на земельный участок.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые договоры аренды спорных земельных участков являются недействительными на основании ст. 168 ГК Российской Федерации в связи с их несоответствием нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства и заключены на основании постановлений администрации муниципального образования, признанных судом незаконными. По этому же основанию суд правомерно признал недействительным договор замены стороны в обязательстве от 24 января 2013 года, заключенный Ивановой М.У. с Корниенко Н.Н.
Несогласие авторов жалоб с выводом суда о необоснованности предоставления земельных участков ответчикам для ведения личного подсобного хозяйства в связи с их непроживанием на территории муниципального образования, а так же описка в написании номера решения собрания депутатов Саратовского муниципального района, которым утвержден генеральный план Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, не могут повлиять на правильность принятого решения.
Заявление ответчиков о пропуске истцами срока (по их мнению, трехмесячного) на обращение в суд судом первой инстанции правильно не принято во внимание, так как предметом требований является оспаривание зарегистрированных прав аренды, которые в соответствии с п. 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" могут быть оспорены только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В связи с тем, что договоры аренды земельных участков признаны недействительными, судом обоснованно в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках, предоставленных ответчикам для ведения личного хозяйства.
Остальные доводы жалоб не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда, поскольку все приведенные в жалобе обстоятельства были предметом тщательного исследования в суде и им дана правильная правовая оценка.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного судебная коллегия по доводам жалоб не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саратовского районного суда г. Саратова от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.