Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рябихина О.Е.,
судей Паршиной С.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Е.А. к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе администрации Марксовского муниципального района Саратовской области на решение Марксовского городского суда Саратовской области от 27 сентября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения представителя ответчика по доверенности Хмелькова А.Е., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца по доверенности Дускалиева А.С., возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куликова Е.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации Марксовского муниципального района Саратовской области о предоставлении жилого помещения в рамках реализации муниципальной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2012 год" равнозначного ранее занимаемому - квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв. м. В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, которое признано ветхим и участвует в областной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2012-2013 годах", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 24.02.2012 г. N 91-П. В связи с изложенным администрация Марксовского муниципального района Саратовской области приобрела для Куликовой Е.А. жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", однако указанная квартира не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, в связи с чем Куликова Е.А. от нее отказалась. Поскольку иная квартира, отвечающая предусмотренным действующим законодательством требованиям, Куликовой Е.А. не была предоставлена, она обратилась в суд с соответствующими требованиями.
Впоследствии истец уточнила исковые требования, просила обязать ответчика предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к г. Марксу Саратовской области, находящееся в границах г. Маркса, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению, но не менее "данные изъяты" кв. м.
По результатам рассмотрения спора городской суд постановил решение, согласно которому обязал администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области предоставить Куликовой Е.А. в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городу Марксу Саратовской области, находящееся в границах города Маркса, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению, но не менее "данные изъяты" кв.м. После фактического предоставления администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области в собственность Куликовой Е.А. равнозначного ранее занимаемому благоустроенного жилого помещения постановлено прекратить право собственности у Куликовой Е.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Маркс, ул. Рабочая, д. 256. С администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в пользу ООО "Независимый экспертный центр" были взысканы понесенные расходы, связанные с проведением судебной строительно-технической экспертизы, в размере 20000 руб.
Администрация Марксовского муниципального района Саратовской области не согласилась с решением суда, направила в суд апелляционную жалобу, согласно которой просила решение отменить и принять по делу новое, которым отказать в удовлетворении заявленных Куликовой Е.А. требований. В обоснование доводов жалобы указано, что в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства, необходимые для приобретения и предоставления Куликовой Е.А. жилого помещения. Кроме того, областным бюджетом также не предусмотрено дотаций на соответствующие цели.
На заседание судебной коллегии истец не явилась, извещена о заседании судебной коллегии надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представила. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении искового заявления судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статья 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из части 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2009 N 316-ФЗ следует, что положения части 1 статьи 89 ЖК РФ и части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и возникшие с 1 января 2009 г.
Как следует из части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" финансовая поддержка за счет фонда предоставляется субъектам Российской Федерации на приобретение в собственность субъектов жилых помещений, которые подлежат передаче из собственности субъекта в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством граждан, переселяемым из аварийного жилого фонда.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24.02.2012 N 91-П утверждена областная адресная Программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2012-2013 годах".
Согласно п. 2 целями указанной Программы являются: обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Из вышеизложенного следует, что при переселении граждан из аварийного жилищного фонда граждане должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями равнозначными по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Судом было установлено, что Куликовой Е.А. принадлежит однокомнатная квартира общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенная по адресу: "адрес" (л.д. 8).
Дом N 256 по улице Рабочей в городе Марксе постановлением администрации Марксовского муниципального образования Саратовской области N 1733 от 15.12.2002 г. был признан аварийным (л.д. 69-70) и включен в перечень домов - участников муниципальной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2012 год", утвержденной постановлением администрации Марксовского муниципального образования Саратовской области N 2880-н от 14.11.2011 г. (л.д. 72-90).
В рамках реализации указанной программы администрацией Марксовского муниципального образования Саратовской области для переселения семьи Куликовой Е.А. была приобретена однокомнатная квартира на "данные изъяты" этаже, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенная по адресу: "адрес".
Администрацией Марксовского муниципального образования Саратовской области предложено Куликовой Е.А. заключить договор мены жилыми помещениями (л.д. 12).
Для определения пригодности для проживания, соответствия санитарным и техническим требованиям жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", судом первой инстанции была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО "Независимый экспертный центр".
Экспертизой от 18.09.2013 г. было установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", является благоустроенным, пригодным для проживания и отвечающим санитарным и техническим требованиям применительно к городу Марксу Саратовской области в случае восстановления или устройства системы вентиляции, поскольку она обеспечивает нормальный воздухообмен в помещениях. При этом данное помещение не соответствует СП 60.13330.2012 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003, СНиП 31-01-2003 Здания, жилые многоквартирные, СанПин 2.1.2.2645-10 Санитарно-Эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Судебная коллегия полагает, что заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что предоставленная Куликовой Е.А. квартира в обмен на занимаемую ею в настоящее время и признанной непригодной для проживания не соответствует предъявляемым действующим законодательством требованиям, в связи с чем возложил на ответчика обязанность по предоставлению Куликовой Е.А. в собственность благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для приобретения и предоставления Куликовой Е.А. жилого помещения, не может повлиять на законность состоявшегося решения суда, поскольку отсутствие денежных средств не является уважительной причиной неисполнения возложенных на администрацию обязанностей, не свидетельствует об отсутствии объективной возможности предоставления жилого помещения истцу отвечающего требованиям закона. Кроме того, ответчик не лишен возможности привести в соответствие с требованиями технических норм жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Марксовского городского суда Саратовской области от 27 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Марксовского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.