Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 ноября 2013 г. по делу N 33А-3512/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Костина В.А.,
судей:
Зари А.И. и Гришина С.В.,
при секретаре Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командующего Черноморским флотом на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 1 февраля 2013 г., которым удовлетворено заявление военнослужащего финансово-экономического управления Черноморского флота полковника Ковалева Сергея Николаевича об оспаривании действий начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота, связанных с невыплатой денежных средств.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В., объяснения представителей командующего Черноморским флотом - Кононова Н.Г. и начальника финансово-экономического управления Черноморского флота - Артемова Н.Н. в обоснование доводов жалобы, представителя заявителя - Козака Е.В., возражавшего против изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ковалеву, находящемуся с ДД.ММ.ГГГГ в распоряжении начальника финансово-экономического управления Черноморского флота, выплата дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г., предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, не произведена.
Ковалев обратился в военный суд с заявлением, в котором просил обязать начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота в качестве упущенной выгоды выплатить неполученное дополнительное материальное стимулирование за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме N руб.
Решением Новороссийского гарнизонного военного суда заявление военнослужащего удовлетворено. Суд признал незаконными указанные действия начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота и обязал должностное лицо выплатить заявителю в качестве материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г. "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе представитель командирующего Черноморским флотом просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, он указывает, что заявитель с ДД.ММ.ГГГГ г. состоит в распоряжении начальника финансово-экономического управления Черноморского флота, которым рапорт на материальное стимулирование заявителя не подан. Поэтому наделенный полномочиями производить заявителю дополнительное материальное стимулирование командующий Черноморским флотом соответствующий приказ в отношении него не издавал. Начальник N финансово-экономической службы Черноморского флота не обладает правом издания приказов в отношении заявителя, который ему по службе не подчинен. Суд, не установив факта исполнения военнослужащим должностных обязанностей, важность и сложность выполненных им задач, самостоятельно определил заявителю размер дополнительного материального стимулирования, чем вторгся в компетенцию командующего Черноморским флотом, которого к участию в деле не привлек.
Представитель начальника финансово-экономического управления Черноморского флота в суде показал, что заявитель в ДД.ММ.ГГГГ г. исполнял обязанности по вакантной должности начальника планово-экономического отдела управления в полном объеме, однако рапорт о его материальном стимулировании в ДД.ММ.ГГГГ г. командующему Черноморским флотом не подан, поскольку управлению не выделены денежные средства для материального стимулирования военнослужащих в связи с отсутствием в штате управления воинских должностей.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные представителем должностного лица доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Командующий Черноморским флотом и начальник финансово-экономического управления Черноморского флота к участию в данном деле не привлекались.
При таких обстоятельствах решение гарнизонного военного суда на основании положений ч. 4 и 5 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, а дело - рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" кроме выплат, предусмотренных названной статьей, Президент РФ и (или) Правительство РФ могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
В рамках предоставленных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" полномочий Министром обороны РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации".
Указанным приказом утверждён порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на выплату военнослужащим дополнительного материального стимулирования.
Согласно п. N названного порядка данная выплата военнослужащим производится ежеквартально в пределах объемов фондов денежного довольствия военнослужащих. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим.
В соответствии с п N порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, в управлениях флота производится на основании приказов командующего флотом и рапортов, представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями).
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, целью материального стимулирования является обеспечение заинтересованности военнослужащих в качественном исполнении функциональных обязанностей, то есть побуждение их к добросовестной службе в дальнейшем по результатам работы за прошедший период времени.
При этом в N вышеназванного порядка перечислены категории военнослужащих, которые не могут быть представлены к материальному стимулированию даже в случае добросовестного исполнения ими должностных обязанностей. К их числу относятся военнослужащие: имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному токованию не подлежит. То есть при отсутствии вышеуказанных обстоятельств, командир обязан определить размер материального стимулирования военнослужащему за период исполнения возложенных на него функциональных обязанностей.
Этот вывод подтверждается указаниями, содержащимися в телеграмме заместителя начальника Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N и письме начальника "данные изъяты" управления названного департамента от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которым военнослужащие, находящиеся в распоряжении командиров, исполняющие возложенные на них командирами функциональные обязанности, в период за который производится дополнительное материальное стимулирование, имеют правовые основания для получения данной выплаты.
Требование обеспечить распределение и доведение объемов денежных средств до воинских частей и организаций, стоящих на финансовом обеспечении в соответствии с их фактической численностью (без учета находящихся в распоряжении), приведенное в телеграмме директора Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, не противоречит приведенному выводу, поскольку относится к вопросу финансового планирования предстоящих расходов на материальное стимулирование, а не выплаты его конкретным лицам.
Согласно материалам дела Ковалев в ДД.ММ.ГГГГ г. исполнял обязанности по вакантной должности начальника планово-экономического отдела финансово-экономического управления Черноморского флота, грубых дисциплинарных взысканий, неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке не имел, нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности не допускал.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судебной коллегией дополнительными обязанностями Ковалева, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ начальником финансово-экономического управления - заместителем командующего Черноморским флотом по финансово-экономической работе, справкой этого должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ исх. N N, его письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. N, сообщением ВРИО начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ N N, а также копией служебной карточки заявителя.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельств, препятствующих получению Ковалевым дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г., не имелось.
Из материалов дела видно, что суд первой инстанции, определив размер материального поощрения заявителю, обязал начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота выплатить его в качестве упущенной выгоды.
Однако, согласно приведенным правым нормам, установление военнослужащему конкретного размера данной выплаты отнесено к компетенции командира воинской части, вторгаться в которую в соответствии с требованиям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд не вправе. Кроме того, по смыслу гл. 59 Гражданского кодекса РФ убытки, в том числе в виде упущенной выгоды, подлежат возмещению лишь в случае установления их конкретного размера. В данном случае размер выплаты подлежит установлению командующим Черноморским флотом.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости обязать начальника финансово-экономического управления подать командующему Черноморским флотом рапорт, в котором выразить свое отношение к возможности материального поощрения заявителя, а командующего Черноморским флотом - рассмотреть вопрос об установлении заявителю конкретного размера дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г.
Руководствуясь ст. 327.1- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 1 марта 2013 г. по заявлению Ковалева Сергея Николаевича в связи с нарушением норм процессуального права отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Ковалева Сергея Николаевича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие командующего Черноморским флотом и начальника финансово-экономического управления Черноморского флота, связанное с невыплатой Ковалеву С.Н. дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать начальника финансово-экономического управления Черноморского флота направить командующему Черноморским флотом рапорт о материальном стимулировании Ковалева С.Н. за ДД.ММ.ГГГГ г., а командующего Черноморским флотом - рассмотреть вопрос об установлении Ковалеву С.Н. конкретного размера дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N.
В удовлетворении требования Ковалева С.Н. обязать начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота выплатить в качестве упущенной выгоды неполученное дополнительного материальное стимулирование за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме "данные изъяты" руб. отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.