Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 18 декабря 2013 г. по делу N 33А-3678/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: - Давыдова Д.А. и
- Тогубицкого В.А.,
при секретаре Сидоренкове К.Ю.,
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 26 августа 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Купчака Александра Васильевича об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Югрегионжилье), связанных с постановкой на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением начальника Югрегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ N Купчаку, имеющему более "данные изъяты" выслуги на военной службе и подлежащему увольнению в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору "данные изъяты" на том основании, что ранее от Министерства обороны РФ на состав семьи из трех человек он был обеспечен для постоянного проживания "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес".
Заявитель оспорил в судебном порядке вышеуказанное решение и просил суд возложить на начальника Югрегионжилье обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору "данные изъяты".
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворено заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления. При этом он указывает, что вопреки выводу суда ранее от Министерства обороны РФ жилым помещением не обеспечивался, поскольку квартира в "адрес" была приобретена им на основании договора дарения, заключенного с гражданином ФИО10, являвшимся собственником данного жилого помещения, и с условием оплаты его стоимости, данное жилое помещение к служебному фонду "адрес" не относилось. Вывод суда о том, что его обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ на основании договора "данные изъяты" было обусловлено установленным в тот период порядком обеспечения военнослужащих жильем на территории "адрес", не основан на каком-либо нормативно-правовом акте. Заседание жилищной комиссии по вопросу распределения заявителю упомянутого жилого помещения не проводилось, список распределения не составлялся, ордер на него не выдавался. Обеспеченность заявителя жилым помещением от Министерства обороны РФ подтверждается только списком военнослужащих войсковой части N, которыми в ДД.ММ.ГГГГ. приобреталось жилье в "адрес" и на территории России по линии шефской помощи, однако в данном списке заявитель значится лишь как лицо, принявшее от военнослужащего, обеспеченного жилым помещением по линии шефской помощи, данное жилое помещение. При этом названный список не является служебным правоустанавливающим документом. При увольнении предыдущего владельца указанной квартиры - ФИО11 с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ г. это жилое помещение перешло к нему в собственность на основании действовавшего в тот период Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного приказом Министра обороны СССР от ДД.ММ.ГГГГ N N. Судом необоснованно не истребовались книга учета жилой площади, подлежащей заселению, и карточка учета жилой площади. Лист дела "данные изъяты" содержит личные записи председательствующего по делу, содержащие его личную позицию по рассматриваемому делу, что нарушает принципы беспристрастности и объективности суда.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Судом первой инстанции установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ. заявитель, проходивший военную службу в "адрес", на состав семьи из "данные изъяты" человек от Министерства обороны РФ был обеспечен жилым помещением в "адрес" (общей площадью "данные изъяты"). В ДД.ММ.ГГГГ заявитель подарил свою долю в праве собственности на данное жилое помещение ( "данные изъяты") "данные изъяты" - ФИО7, с которой в ДД.ММ.ГГГГ. "данные изъяты". В связи с тем, что заявитель распорядился по своему усмотрению названной квартирой, решением начальника Югрегионжилье ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставления жилья для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства.
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, названный Федеральный закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы. Исключений из этого правила не предусмотрено.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Как следует из положений статьи 21 Соглашения между Российской Федерацией и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ о статусе и условиях пребывания "адрес" Российской Федерации на территории "адрес", на период прохождения военной службы в составе воинских формирований "адрес" на территории "адрес" военнослужащие и члены их семей обеспечиваются служебной жилой площадью, находящейся в распоряжении командования.
В связи с этим положениями "данные изъяты" заключённого ДД.ММ.ГГГГ Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров "адрес" о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности "адрес" Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории "адрес", "адрес" обязалась обеспечивать военнослужащим "адрес" Российской Федерации и членам их семей право пользования жилищным фондом и их временную прописку только на период прохождения службы в воинских формированиях "адрес" на территории Украины, статьёй "данные изъяты" того же Соглашения ... приняв на себя обязанность находящиеся в коммунальной собственности органов местного самоуправления квартиры, освобождаемые военнослужащими "данные изъяты" Российской Федерации и членами их семей, по представлению командования "адрес" Российской Федерации повторно заселять военнослужащими "адрес" Российской Федерации на основании решения и в порядке, установленном органами местного самоуправления населённых пунктов, в которых дислоцируются воинские формирования "адрес" Российской Федерации на территории "адрес".
Одновременно, положениями статьи "данные изъяты" упомянутого выше Соглашения ... от ДД.ММ.ГГГГ, "адрес" приняла на себя также обязанность сохранять за лицами, входящими в состав воинских формирований, и членами их семей право собственности на принадлежащее им недвижимое имущество, а также возможность вывоза или продажи имущества, принадлежащего лицам, входящим в состав воинских формирований, и членам их семей, выезжающим за пределы "адрес" на постоянное жительство. При этом иного способа обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей в случае освобождения жилья, занимаемого другими военнослужащими, при их убытии к новому месту службы, кроме как путем предоставления высвобождаемого жилья военнослужащим и членам их семей, нуждающимся в получении жилья, предусмотрено не было.
Анализ приведённых норм приводит к выводу о наличии у военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу в составе "адрес" на территории "адрес", обязанности сдать квартирно-эксплуатационным органам предоставленное по месту службы жильё либо причитающуюся военнослужащему долю жилого помещения, в том числе и при наличии у данного военнослужащего намерений получить жилое помещение в избранном им постоянном месте жительства. Кроме того, военнослужащие, в том числе бывшие, имевшие в собственности жилые помещения, полученные ими от МО РФ, при их выезде с "адрес" для постоянного проживания в Российскую Федерацию, согласно существовавшему в тот период порядку для получения жилья в РФ должны были сдать (или передать иным способом, в том числе путем дарения) имевшиеся у них названные квартиры другим военнослужащим для заселения. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обеспечение Купчака жильем было осуществлено, вопреки его утверждению в апелляционной жалобе, путем предоставления ему жилого помещения от военного ведомства, о чем свидетельствуют также исследованные в суде выписка из книги выдачи ордеров и справка из войсковой части N о принадлежности названной квартиры к жилищному фонду МО РФ.
Согласно N Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N к настоящей Инструкции.
Из анализа положений ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору "данные изъяты"), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правильным вывод гарнизонного военного суда о том, что поскольку заявитель распорядился жилым помещением, предоставленным ему от Министерства обороны РФ, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с чем действия начальника Югрегионжилье, связанные с отказом в принятии Купчак на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору "данные изъяты", являются правомерными. Наличие в материалах дела личных записей председательствующего по данному делу, которые к материалам дела не приобщались и в судебном заседании не исследовались, не является указанным в ч. 3 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда. Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции и им в решении дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 26 августа 2013 г. по заявлению Купчака Александра Васильевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.