Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 04 декабря 2013 г. по делу N 33А-3417/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей: - Санникова А.Б. и
- Коробенко Э.В.,
при секретаре Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 12 августа 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления проходившего военную службу по контракту "данные изъяты" Подлобковой Елены Сергеевны на действия начальника "адрес" регионального центра МЧС России и решение комиссии "адрес" регионального центра МЧС России по организации и проведению работы с военнослужащими-участниками и кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России (далее - Комиссия), направленные на исключение заявителя из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., объяснения представителя заявителя - адвоката Беляевой Н.С. в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и представителя начальника "адрес" регионального центра МЧС России - Моисеевой Н.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подлобкова обратилась в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) об отмене решения этой же Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) и направлении документов на исключение ее из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России.
Также заявитель просила обязать начальника "адрес" регионального центра МЧС России:
- учесть при предоставлении в Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России сведений и заявки на истребование средств на выплату ей дополнительных денежных средств решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), с учетом уточненной суммы в размере "данные изъяты"
- направить заявку на истребование средств на выплату ей дополнительных денежных средств в Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России;
- сформировать сведения о ней, как о лице, имеющем право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и предоставить их в Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое об удовлетворении заявления. Автор апелляционной жалобы излагает обстоятельства дела и указывает на то, что гарнизонный военный суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии у нее права на выплату денежных средств по программе накопительно-ипотечной системы, поскольку ее "данные изъяты", как военнослужащий, в ДД.ММ.ГГГГ получил государственный жилищный сертификат, в том числе и на нее, а также обращает внимание, что "данные изъяты" с ФИО8 в ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут. Также автор жалобы обращает внимание, что комната в общежитии была приобретена за счет средств, выделяемых на материнский капитал. Подлобкова указывает на то, что при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга ее составляла более "данные изъяты", собственником жилого помещения она не является, а также не является членом семьи собственника жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Гарнизонный военный суд, отказывая Подлобковой в удовлетворении заявления исходил из того, что поскольку последняя распорядилась по своему усмотрению с частью жилого помещения, приобретенного ее бывшим мужем путем реализации ГЖС, предоставленного с учетом заявителя, как члена семьи военнослужащего, то она, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не имеет права требовать от государства повторного предоставления ей жилого помещения как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Однако такой вывод суда является ошибочным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования). Выплата денежных средств производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с настоящим Федеральным законом участникам накопительно-ипотечной системы, указанным в п. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, при общей продолжительности военной службы от десяти до двадцати лет.
Согласно подп. "б" п. 2 ст. 10 названного Федерального закона основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из исследованного в ходе судебного разбирательства учетного дела участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и сводного списка военнослужащих, представленных в Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что "данные изъяты" Подлобкова Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ включена для участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, о чем заявительница была своевременно уведомлена.
Из приказа начальника Главного управления МЧС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N N следует, что Подлобкова, имеющая календарную выслугу "данные изъяты", уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а согласно приказа того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N N, она исключена из списков личного состава указанной воинской части с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась с рапортом на имя начальника Главного управления МЧС России по "адрес" о выплате ей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Как видно из протокола заседания комиссии "адрес" регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), на основании представленных Подлобковой документов о жилищных условиях, было принято решение по выплате заявительнице денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, с учетом последующих уточнений, в размере "данные изъяты", которое следовало направить в Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России.
Согласно письма первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N N, Подлобкова уведомлена о принятом в отношении нее ДД.ММ.ГГГГ решении о выплате ей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в указанном выше размере.
То есть суд первой инстанции установил, что командование в ДД.ММ.ГГГГ. признало право заявительницы, соответствующей всем требованиям указанного выше Федерального закона, на выплату ей названных денежных средств, однако в последующем, со ссылкой на обеспечение ее в ДД.ММ.ГГГГ. жильем посредством ГЖС, который был предоставлен ее "данные изъяты" при увольнении с военной службы с учетом заявителя, как члена семьи военнослужащего, решило, что повторным правом на обеспечение жильем она не обладает, а потому подлежит исключению из участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Разрешая правомерность такого решения командования, гарнизонному военному суду следовало исходить из следующего.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
Федеральная целевая программа " "данные изъяты"" на ДД.ММ.ГГГГ, и включенная в ее состав Федеральная целевая программа " "данные изъяты"", определяющие Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Подлобкова жильем от государства способом, указанном в п. 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", не обеспечивалась.
Кроме того, из корешка государственного жилищного сертификата серии N следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственный жилищный сертификат, в том числе и на Подлобкову Е.С., для приобретения жилого помещения получил ФИО8 Следовательно участником названных выше Программы и Подпрограммы, был ФИО7, а не ФИО1
При разрешении спорных правоотношений судебная коллегия также учитывает, что в соответствии с N Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством " "данные изъяты"", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, не имеют право на участие в указанной подпрограмме.
Следовательно, в ДД.ММ.ГГГГ. ГЖС бывшему "данные изъяты" ФИО11 не мог быть выдан с учетом заявителя, поскольку она являлась участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Поэтому жилищные права заявителя подлежали реализации, прежде всего, путем обеспечения через накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих.
При таких обстоятельствах суду первой инстанции следовало признать оспариваемое решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) об отмене решения этой же Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) и направлении документов на исключение ее из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России по указанному выше основанию, незаконным и подлежащим отмене.
Таким образом, гарнизонный военный суд неправильно применил нормы материального права, что повлекло вынесение необоснованного решения.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия полагает возможным отменить обжалуемое решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 и 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 12 августа 2013 г. по заявлению Подлобковой Елены Сергеевны, в связи с неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление Подлобковой Елены Сергеевны удовлетворить.
Решение комиссии "адрес" регионального центра МЧС России по организации и проведению работы с военнослужащими-участниками и кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) об отмене решения этой же Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) в части касающейся Подлобковой Елены Сергеевны и направлении документов на исключение ее из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России признать незаконным, и обязать названную Комиссию отменить данное решение.
Обязать начальника "адрес" регионального центра МЧС России:
- учесть при предоставлении в Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России сведений и заявки на истребование средств на выплату Подлобковой Елене Сергеевне дополнительных денежных средств решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), с учетом уточненной суммы в размере "данные изъяты".;
- направить заявку на истребование средств на выплату Подлобковой Елене Сергеевне дополнительных денежных средств в Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России;
- сформировать сведения о Подлобковой Елене Сергеевне, как о лице, имеющем право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и предоставить их в Департамент инвестиций и капитального строительства МЧС России.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.