Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 ноября 2013 г. по делу N 33А-3346/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Костина В.А.,
судей:
Зари А.И. и Гришина С.В.,
при секретаре Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны Российской Федерации на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 19 марта 2013 г., которым удовлетворено заявление проходящего военную службу по контракту военнослужащего войсковой части N главного старшины Бакшеева Андрея Михайловича об оспаривании действий начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота, связанных с невыплатой денежных средств.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В., объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации - Кононова Н.Г. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бакшееву, принявшему ДД.ММ.ГГГГ дела и "данные изъяты", выплата дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N не произведена.
Полагая свои права нарушенными, он обратился в военный суд с заявлением, в котором просил обязать начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота в качестве упущенной выгоды выплатить неполученное дополнительное материальное стимулирование за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме "данные изъяты".
Решением Новороссийского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление военнослужащего удовлетворено. Суд признал незаконными указанные действия начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота и обязал должностное лицо выплатить заявителю в качестве материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г. "данные изъяты".
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны РФ просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, он указывает, что Министр обороны РФ, наделенный полномочиями производить заявителю дополнительное материальное стимулирование на основании рапорта командира войсковой части N, соответствующий приказ в отношении заявителя не издавал. Суд, не установив степени важности и сложности выполненных задач, эффективности исполнения военнослужащим должностных обязанностей, самостоятельно определил заявителю размер дополнительного материального стимулирования, чем вторгся в компетенцию командира войсковой части N и Министра обороны РФ, которых к участию в деле не привлек. Начальник же N финансово-экономической службы Черноморского флота не обладает правом издания приказов в отношении заявителя, который ему по службе не подчинен.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку Министр обороны РФ и командир войсковой части N к участию в данном деле не привлекались, то решение гарнизонного военного суда на основании положений ч. 4 и 5 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, а дело - рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" кроме выплат, предусмотренных названной статьей, Президент РФ и (или) Правительство РФ могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
В рамках предоставленных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" полномочий Министром обороны РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации".
Указанным приказом утверждён порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на выплату военнослужащим дополнительного материального стимулирования.
В соответствии с N этого порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах установленных объемов бюджетных средств в воинских частях непосредственно подчиненных Министру обороны РФ производится на основании приказа Министра обороны РФ, который определяет конкретные размеры материального стимулирования по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование на основании рапортов, представляемых непосредственными командирами.
Таким образом, целью материального стимулирования является обеспечение заинтересованности военнослужащих в качественном исполнении должностных обязанностей, то есть побуждение их к добросовестной службе в дальнейшем по результатам работы за прошедший период времени.
При этом в N вышеназванного порядка перечислены категории военнослужащих, которые не могут быть представлены к материальному стимулированию даже в случае добросовестного исполнения ими должностных обязанностей. К их числу относятся военнослужащие: имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Данный перечь является исчерпывающим и расширительному токованию не подлежит. То есть при отсутствии вышеуказанных обстоятельств, командир обязан определить размер материального стимулирования военнослужащему за период исполнения им должностных обязанностей, находящемуся на воинской должности в пределах объемов денежных средств, выделенных на эти цели.
Из материалов дела видно, что Бакшеев дела и "данные изъяты" принял ДД.ММ.ГГГГ За период службы в данной должности он грубых дисциплинарных проступков не совершал, неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке не имел, нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности не допускал.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судебной коллегией выписками из приказов Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N, справкой командира воинской части от ДД.ММ.ГГГГ N N, а также выпиской из послужного списка и копией служебной карточки заявителя.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельств, препятствующих получению заявителем дополнительного материального стимулирования, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Согласно материалам дела суд первой инстанции, определив размер материального стимулирования заявителю, обязал начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота выплатить его в качестве упущенной выгоды.
Однако, согласно приведенным правым нормам, установление военнослужащему конкретного размера данной выплаты отнесено к компетенции командира воинской части, вторгаться в которую в соответствии с требованиям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд не вправе. Кроме того, по смыслу гл. 59 Гражданского кодекса РФ убытки, в том числе в виде упущенной выгоды, подлежат возмещению лишь в случае установления их конкретного размера. В данном случае размер выплаты подлежит установлению Министром обороны РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости обязать командира войсковой части N установленным порядком подать рапорт Министру обороны РФ, в котором выразить свое отношение к возможности материального стимулирования Бакшеева, а Министру обороны РФ - рассмотреть вопрос об установлении заявителю конкретного размера дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г.
Руководствуясь ст. 327.1- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 19 марта 2013 г. по заявлению Бакшеева Андрея Михайловича в связи с нарушением норм процессуального права отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Бакшеева Андрея Михайловича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министра обороны Российской Федерации и командира войсковой части N, связанное с невыплатой Бакшееву А.М. дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать командира войсковой части N установленным порядком подать рапорт Министру обороны Российской Федерации, в котором выразить свое отношение к возможности материального стимулирования Бакшеева А.М., а Министру обороны Российской Федерации - рассмотреть вопрос об установлении заявителю конкретного размера дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г.
В удовлетворении требования Бакшееву А.М. обязать начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота выплатить в качестве упущенной выгоды неполученное дополнительное материальное стимулирование за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме "данные изъяты". отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.