Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 ноября 2013 г. по делу N 33А-3332/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего
Костина В.А.,
судей:
Зари А.И. и Гришина С.В.,
при секретаре Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 15 марта 2013 г., которым удовлетворено заявление проходящего военную службу по контракту военнослужащего войсковой части N матроса Муртазалиева Гасана Магомедовича об оспаривании действий начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота, связанных с невыплатой денежных средств.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В., объяснения представителей командующего Черноморским флотом - Кононова Н.Г. и командира войсковой части N - Сайгина А.Б. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муртазалиеву, принявшему ДД.ММ.ГГГГ дела и "данные изъяты", выплата дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N не произведена.
Полагая свои права нарушенными, он обратился в военный суд с заявлением, в котором просил обязать начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота в качестве упущенной выгоды выплатить неполученное дополнительное материальное стимулирование за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме "данные изъяты".
Решением Новороссийского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление военнослужащего удовлетворено. Суд признал незаконными указанные действия начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота и обязал должностное лицо выплатить заявителю в качестве материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г. "данные изъяты"., а также возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, он указывает, что у командира войсковой части N отсутствовали основания для материального стимулирования заявителя, поскольку его непосредственным командиром рапорт об этом не представлен. В связи с этим приказ о материальном стимулировании в отношении него не издавался. Суд, не установив степени важности и сложности выполненных задач, эффективности исполнения военнослужащим должностных обязанностей, самостоятельно определил заявителю размер дополнительного материального стимулирования, чем вторгся в компетенцию командира войсковой части N и командующего Черноморским флотом, которых к участию в деле не привлек. Начальник же N финансово-экономической службы Черноморского флота не обладает правом издания приказов в отношении заявителя, который ему по службе не подчинен.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку командующий Черноморским флотом и командир войсковой части N к участию в данном деле не привлекались, то решение гарнизонного военного суда на основании положений ч. 4 и 5 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, а дело - рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" кроме выплат, предусмотренных названной статьей, Президент РФ и (или) Правительство РФ могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
В рамках предоставленных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" полномочий Министром обороны РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации".
Указанным приказом утверждён порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на выплату военнослужащим дополнительного материального стимулирования.
В соответствии с N этого порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах установленных командующим флотом объемов бюджетных средств в воинских частях производится на основании приказа командира воинской части, который определяет конкретные размеры материального стимулирования по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, целью материального стимулирования является обеспечение заинтересованности военнослужащих в качественном исполнении должностных обязанностей, то есть побуждение их к добросовестной службе в дальнейшем по результатам работы за прошедший период времени.
При этом в N вышеназванного порядка перечислены категории военнослужащих, которые не могут быть представлены к материальному стимулированию даже в случае добросовестного исполнения ими должностных обязанностей. К их числу относятся военнослужащие: имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Данный перечь является исчерпывающим и расширительному токованию не подлежит. То есть при отсутствии вышеуказанных обстоятельств, командир обязан определить размер материального стимулирования военнослужащему за период исполнения им должностных обязанностей, находящемуся на воинской должности в пределах объемов денежных средств, выделенных на эти цели.
Из материалов дела видно, что Муртазалиев дела и "данные изъяты" принял ДД.ММ.ГГГГ За период службы в данной должности он грубых дисциплинарных проступков не совершал, неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке не имел, нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности не допускал.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судебной коллегией выпиской из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N, справкой этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N N, а также копиями послужного списка и служебной карточки заявителя.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельств, препятствующих получению заявителем дополнительного материального стимулирования, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Согласно материалам дела суд первой инстанции, определив размер материального стимулирования заявителю, обязал начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота выплатить его в качестве упущенной выгоды.
Однако, согласно приведенным правым нормам, установление военнослужащему конкретного размера данной выплаты отнесено к компетенции командира воинской части, вторгаться в которую в соответствии с требованиям п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд не вправе. Кроме того, по смыслу гл. 59 Гражданского кодекса РФ убытки, в том числе в виде упущенной выгоды, подлежат возмещению лишь в случае установления их конкретного размера. В данном случае размер выплаты подлежит установлению командиром войсковой части N.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости обязать командира войсковой части N рассмотреть вопрос об установлении заявителю конкретного размера дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г.
Руководствуясь ст. 327.1- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 15 марта 2013 г. по заявлению Муртазалиева Гасана Магомедовича в связи с нарушением норм процессуального права отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Муртазалиева Гасана Магомедовича удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с невыплатой Муртазалиеву Г.М. дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г.
Обязать командира войсковой части N рассмотреть вопрос об установлении Муртазалиеву Г.М. конкретного размера дополнительного материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N.
В удовлетворении требования Муртазалиева Г.М. обязать начальника N финансово-экономической службы Черноморского флота выплатить в качестве упущенной выгоды неполученное дополнительное материальное стимулирование за ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме "данные изъяты". отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.