Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Смоленска на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 23 июля 2013 года, которым удовлетворен иск Алейникова И.И.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алейников И.И., Алейникова Н.В. обратились в суд с иском к администрации г. Смоленска (далее - Администрация), Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи (далее - Департамент) о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований указали, что Алейников И.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время он зарегистрирован в общежитии на койко-место по адресу: " ... ", где помимо него зарегистрированы посторонние люди. С " ... " он стоит на учете нуждающихся в жилом помещении. Алейникова Н.В. по договору коммерческого найма занимает комнату " ... ", предоставленную в связи с трудовыми отношениями. В настоящее время ОАО "САХКО" принято решение о проведении капитального ремонта указанного общежития, требующего расселения жильцов. Уточнив требования, просили обязать: Администрацию предоставить Алейникову И.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее установленной нормы предоставления; Департамент осуществить в установленном порядке финансирование исполнение Администрацией государственных полномочий по обеспечению Алейникова И.И., как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением в г. Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения не менее установленной нормы предоставления; Администрацию предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Алейниковой Н.В. и ее несовершеннолетней дочери Алейниковой П.И. благоустроенное жилое помещение в " ... ", отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ... кв.м.
В судебном заседании представитель истцов Майкова М.В. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации - Трегубова М.Ю. иск не признала, указав, что истец на соответствующем льготном учете не состоял. По вопросу предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения обратился после достижения 23-х летнего возраста, что лишает его права на предоставление мер социальной поддержки. Жилое помещение, в котором зарегистрирована истица, не является муниципальной собственностью.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 23.07.2013 г. исковые требования Алейникова И.И. удовлетворены. Суд обязал Администрацию предоставить истцу, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в " ... " по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Суд обязал Департамент осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией государственных полномочий по обеспечению Алейникова И.И., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в " ... " общей площадью не менее установленной нормы предоставления. В удовлетворении исковых требований Алейниковой Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение отменить как необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что истец по вопросу предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения обратился после достижения 23-х летнего возраста.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N15-ФЗ) (далее Федеральный закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Из материалов дела усматривается, что Алейников И.И., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке СОГОУ , Алейников И.И. в период " ... " обучался, воспитывался и находился на полном государственном обеспечении в данном учебном учреждении.
" ... " Алейникову И.И. было предоставлено койко-место в комнате " ... ", где он зарегистрирован, но никогда не проживал. Кроме истца в данной комнате зарегистрирована И. .
Постановлением мэра г. Смоленска Алейников И.И. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку общей очереди под N ...
Постановлением мэра г. Смоленска в состав семьи Алейникова И.И. включены Алейникова Н.В. (супруга), И. (сын).
В настоящее время истец фактически проживает по месту регистрации Алейниковой Н.В. по адресу: " ... ", общей площадью ... кв.м.
Судом установлено, что до настоящего времени истец жильем обеспечен не был. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Удовлетворяя иск, суд пришел к правильному выводу о законности требований истца о предоставлении соответствующего жилого помещения, поскольку проживание в ранее занимаемом жилом помещении невозможно, гарантированное законом право на обеспечение жилыми помещениями ею не реализовано.
Довод жалобы о том, что истец обратился в Администрацию по вопросу предоставления жилого помещения после достижения 23-х летнего возраста, несостоятелен.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу пп. "ж" п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Смоленской области от 29.11.2007 г. N 114-з "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма.
Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства (пп. 1 п. 2 ст. 2).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец обратился за реализацией своего права на получение жилого помещения в " ... " в возрасте ... лет, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд правомерно указал, что на ответчике лежит обязанность по предоставлению жилого помещения лицам, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу. Доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, в порядке ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, представленным сторонами доказательствам в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 23 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Смоленска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.