Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Козловой А.А.,
судей - Мацкив Л.Ю. и Шнытко С.М.
при секретаре - "данные изъяты" Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Смоленска на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 сентября 2013 года по делу по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска в интересах несовершеннолетней Е.М. к Администрации города Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., объяснения представителя Администрации города Смоленска по доверенности Чмарьковой Т.А., возражения прокурора Афанасьевой Т.В., законных представителей несовершеннолетней "данные изъяты" Е.М. - "данные изъяты" Д.М. и "данные изъяты" Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Смоленска обратился в интересах несовершеннолетней "данные изъяты" Е.М. в суд с иском к Администрации города Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о признании незаконным бездействия Администрации города Смоленска, выразившегося в непредоставлении несовершеннолетней "данные изъяты" Е.М., (дата) года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ), предоставлении места в детском дошкольном учреждении г. Смоленска, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания ребенка, в группе полного дня в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, сославшись на неправомерное неисполнение ответчиками возложенной на них обязанности по обеспечению прав несовершеннолетней на получение дошкольного образования (л.д. 2-5).
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 12.09.2013г. исковые требования прокурора удовлетворены частично; на Администрацию города Смоленска возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обеспечить прием "данные изъяты" Е.М., (дата) года рождения, в образовательное учреждение - предоставить ей место в одном из муниципальных образовательных учреждений дошкольного образования г. Смоленска. В остальной части иска, в иске к Департаменту Смоленской области по образованию и науке отказано (л.д. 43-46).
В апелляционной жалобе Администрация города Смоленска решение суда просит отменить и принять новое, которым прокурору в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что "данные изъяты" Е.М., (дата) года рождения, находится под опекой "данные изъяты" Л.А. и "данные изъяты" Д.М. (л.д. 8).
По состоянию на 15.08.2013г. несовершеннолетняя "данные изъяты" Е.М. состоит в общегородской очереди на выделение места в детском саду под номером 6782, в льготной очереди под номером - 1647 на основании заявления опекуна "данные изъяты" Л.А. от 18.12.2012г. (л.д. 30, 31).
До настоящего времени несовершеннолетняя местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечена, в связи с отсутствием свободных мест в группах необходимой возрастной категории, что подтверждается письменным сообщением и.о.начальника управления образования и молодежной политики Администрации ... "данные изъяты" Н.А. от 19.07.2013г., согласно которому "данные изъяты" Е.М. зарегистрирована под N в реестре детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, имеющих преимущественное право на зачисление и нуждающихся в предоставлении места в детском саду N " "данные изъяты"" (л.д. 15).
Разрешая спор и возлагая на администрацию города Смоленска обязанность предоставить "данные изъяты" Е.М. место в одном из ДОУ г. Смоленска, суд исходил из того, что администрацией города Смоленска не исполняются обязанности, предусмотренные ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, в связи с чем нарушаются права несовершеннолетней на получение дошкольного образования.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вместе с тем, все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подп. 2 п. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, среди прочего, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Аналогичное положение содержится в п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 29.12.2012г. (вступил в силу с 01.09.2013г.) N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно письму Министерства образования и науки РФ 08.08.2013г. N 08-1063 "О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений" (вместе с "Рекомендациями по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования") под очередностью в ДОУ понимается список детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольном учреждении в текущем учебном году, но таким местом не обеспеченных на дату начала учебного года (1 сентября текущего учебного года). Показатели очередности - это численность детей, входящих в указанный список. Под порядком комплектования ДОУ понимается последовательность действий учредителя при формировании контингента воспитанников дошкольных учреждений, осуществляемых в том числе ЕИР, созданным в муниципальном районе (городском округе) или в субъекте Российской Федерации. При установлении порядка комплектования ДОУ обеспечивается соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации. Учреждения комплектуются детьми, поставленными на учет для предоставления места в дошкольном учреждении.
В соответствии с Административным регламентом Администрации г. Смоленска, утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 14.12.2010г. N 796-адм, осуществляется комплектование бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Смоленска путем предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)".
Органом Администрации города Смоленска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска (п. 2.1. регламента).
Согласно пунктам 7.1., 7.2., 1.3.2.1., 1.3.2.3., 1.3.2.6., 1.4.1.4. Административного регламента постановка на учет и зачисление детей в ДОУ осуществляется в соответствии с возрастными категориями детей от 1,5 до 7 лет (включительно). Комплектование групп ДОУ детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет (включительно) и детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет (включительно), имеющими преимущественное право на зачисление осуществляется Комиссией по комплектованию. Предоставление места в дошкольных учреждениях детям, имеющим преимущественное право, при этом данным правом обладают 50% детей от общего числа стоящих в очереди. При комплектовании ДОУ распределение мест осуществляется в соответствии с основным для заявителя ДОУ, указанным в заявлении, и с учетом даты постановки на учет для зачисления ребенка в ДОУ. В случае отсутствия мест в ДОУ, указанных в заявлении о постановке на учет и зачислении ребенка в ДОУ, секретарь Комиссии по комплектованию проверяет возможность зачисления ребенка в произвольное ДОУ. При наличии (появлении) свободных мест осуществляется доукомплектование ДОУ в течение всего учебного года в соответствии с очередностью и требованиями о преимущественном праве зачислению детей отдельных категорий граждан. Преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права.
Ребенок "данные изъяты" Е.М. относится к категории детей, которым в соответствии с указанным Административным регламентом предоставлено преимущественное право на зачисление в ДОУ, однако каким-либо внеочередным или первоочередным правом не обладает (п.п. 11, 12 вышеуказанного письма Министерства образования и науки РФ 08.08.2013г. N 08-1063).
Реализация конституционных прав на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением вышеуказанного принципа, установленного ст. 17 Конституции РФ, и, в частности, такая реализация прав не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее "данные изъяты" Е.М., либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОУ.
При таком положении, решение суда в части удовлетворенных требований нельзя признать законным, оно подлежит отмене по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение
Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 сентября 2013 года в части удовлетворения исковых требований прокурора Ленинского района г. Смоленска в интересах несовершеннолетней Е.М. отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Смоленска в интересах несовершеннолетней Е.М. к Администрации города Смоленска о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.