Судебная коллегия по гражданским делам (апелляционная инстанция) Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.
судей: Бобриковой Л.В., Федоришина А.С.
с участием прокурора Накцевой И.С.
при секретаре Семеновой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г.Смоленска на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 03 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Бобриковой Л.В., выступление прокурора Накцевой И.С. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Смоленска в интересах Самоновой У.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о предоставлении жилого помещения, указав, что Самонова У.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени вопрос о предоставлении ей жилья не решен. Просил признать бездействие ответчика незаконным и обязать Администрацию г.Смоленска обеспечить Самонову У.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Шишкова Ю.Е. требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени слушания дела.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 03.10.2013г. иск удовлетворен, бездействие Администрации г.Смоленска по обеспечению Самоновой У.А. благоустроенным жилым помещением признано незаконным, на ответчика возложена обязанность по предоставлению Самоновой У.А., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в г.Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
В апелляционной жалобе Администрация г.Смоленска просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на необоснованность обжалуемого судебного акта, нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, вынесенного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч.1 ст.1, п.3 ст.2).
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Самонова У.А., (дата) года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, постановлением Главы г.Смоленска от 10.10.2006г. N 3097 признана не имеющей жилого помещения.
Согласно сведениям Управления опеки и попечительства Администрации г.Смоленска по состоянию на 20.07.2013г. в Реестре учета детей-сирот на внеочередное получение жилья, достигших возраста 18 лет, не обеспеченных жилыми помещениями в ... , истец числится под номером 19.
До настоящего времени вопрос обеспечения Самоновой У.А. жилым помещением не решен.
С учетом изложенных обстоятельств дела, норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, указав, что истец достигла возраста 18 лет, не имеет закрепленного жилья, а гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано истцом не по ее вине.
С законностью и обоснованностью таких выводов суда судебная коллегия соглашается, так как они сделаны при полной и объективной оценке всех представленных в дело доказательств по правилам ст.67 ГПК РФ, не противоречат требованиям закона и соответствуют материалам дела.
При этом судом справедливо не приняты во внимание доводы ответчика об отсутствии финансовой возможности обеспечить жилыми помещениями всех нуждающихся лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действующий с 01.01.2013 в отношении названных лиц особый порядок целевого предоставления жилья из специализированного жилищного фонда по смыслу правовой гарантии реализации их жилищного обеспечения подразумевает немедленное предоставление жилья при наступлении установленных в законе обстоятельств. В рассматриваемом случае право на предоставление жилого помещения у Самоновой У.А. уже возникло и обстоятельства для предоставления наступили. Реализация ее жилищного обеспечения не поставлена законодателем в зависимость от выделения субвенций, средств регионального бюджета, сроков строительства или приобретения жилья и т.п. обстоятельств.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости признания бездействия администрации г. Смоленска по обеспечению Самоновой У.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда незаконным.
В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичное положение предусмотрено п.3 ст.6 Областного Закона Смоленской области от 19 сентября 2005 года N 89-з (ред. от 01.02.2013) "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области".
Из материалов дела усматривается, что Самонова У.А. на личном приеме обратилась к ответчику по вопросу обеспечения жильем 09.04.2012г. и с этой даты включена в Реестр учета детей-сирот на получение жилья, где по состоянию на 20.07.2013г. значится за N 19. Ответчиком по существу ей не отказано в реализации жилищного обеспечения и планируются денежные средства на приобретение ей жилья. Вместе с тем, Самонова У.А. достигла 18 лет (дата) , порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот начал действовать только с 01.01.2013г. и при этом нельзя не учитывать наличие задолженности по жилищному обеспечению детей-сирот, лиц из их числа, сформированной еще до 01.01.2013г., и существующей проблемы своевременного обеспечения сразу всех льготников, у которых уже наступили основания приобретения жилья.
При таком положении не нашло подтверждения в судебном заседании незаконное бездействие ответчика по обеспечению Самоновой У.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, поэтому решение суда в этой части следует изменить, исключив из него указание о признании бездействия администрации г. Смоленска по обеспечению Самоновой У.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда незаконным.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 03 октября 2013 года изменить, исключив из него указание о признании бездействия администрации г.Смоленска по обеспечению Самоновой Ульяны Александровны благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда незаконным.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Смоленска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.