Судья Смоленского областного суда Назаренко Т.Н.,
при секретаре Чащиной Л.В.,
рассмотрев протест Смоленского транспортного прокурора Моисеева А.В. на постановление судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 октября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАПРФ, в отношении юридического лица - ОАО "РЖД",
УСТАНОВИЛА:
В ходе проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности, проведенной 20.08.2013 транспортной прокуратурой, установлено, что ОАО "РЖД" в лице железнодорожной ст. Сафоново ненадлежащим образом исполняются требования действующего законодательства по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В частности, на станции отсутствует "Схема оповещения при угрозе совершения АНВ", а Порядок информирования ст.Сафоново об угрозах совершения и совершении актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах фактически невыполним, поскольку отсутствуют сведения о наименовании территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их контактных телефонов, электронных адресов, по которым незамедлительно должна быть передана информация.
Решением судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 октября 2013 года ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа "данные изъяты".
В настоящем протесте Смоленского транспортного прокурора поставлен вопрос об отмене постановления судьи как вынесенного с нарушением процессуальных норм, поскольку со стороны ОАО "РЖД" имеется повторное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что должно быть квалифицировано по ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Заслушав объяснения прокурора Афанасьевой Т.В., поддержавшей доводы протеста, изучив материалы дела и проверив доводы протеста прокурора, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон) к числу задач обеспечения транспортной безопасности относятся: категорирование объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), оценка их уязвимости, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств (далее - ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности (далее - Требования), учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС железнодорожного транспорта.
В силу ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны: выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В силу п. 4 Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и (или) физических лиц, находящихся на ОТИ и (или) ТС.
Согласно п. 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и ТС субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки транспортной прокуратурой 20.08.2013 установлено, что железнодорожная ст.Сафоново принадлежит ОАО "РЖД" на праве собственности и является грузовой станцией, на которой совершаются операции приема и выдачи грузов, в том числе опасных. Ст.Сафоново 28.10.2011 включена в реестр объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры, которым присвоена соответствующая категория обеспечения транспортной безопасности под номером ЖСГ002961, о чем в ОАО "РЖД" направлено уведомление от 28.10.2011 N УТБ-7/0/02961. Вместе с тем, до настоящего времени в нарушение п.5.7 Требований, ОАО "РЖД" не обеспечило проведение оценки уязвимости ст. Сафоново и утверждение в установленном порядке ее результатов. В нарушение пунктов 5.12 и 5.13 Требований, ни начальник станции, ни сменные дежурные по станции профессиональную подготовку в соответствии с утвержденными программами обучения не проходили. В нарушение п.5.14 Требований на ст. Сафоново не осуществляется в наглядной и доступной форме информирование всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности (арендаторов помещений, иных подразделений ОАО "РЖД", не входящих в состав Смоленского центра организации работы железнодорожных станций, работников ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", ОАО "Федеральная пассажирская компания" и т.д.), о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по ОТИ в части, их касающейся, включая запреты, установленные пунктами 5.14.1 -5.14.4 Требований. В нарушение п.10.5 Требований техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ст. Сафоново не обеспечена.
На ст. Сафоново имеется Порядок информирования станцией Смоленского центра об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее - Порядок). Вместе с тем, данный Порядок никем не утвержден, не имеет номера и даты, отсутствуют сведения об ознакомлении с его положениями причастных работников ст.Сафоново, в частности, начальника станции и сменных дежурных по станции. Кроме того, Порядок информирования фактически невыполним, поскольку в пунктах 2 и 2.1 имеется указание на необходимость незамедлительного представления информации об угрозах совершения и о совершении АНВ в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, при этом не содержится сведений о наименовании территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их контактных телефонов, электронных адресов по которым незамедлительно должна быть передана информация. Таким образом, имеющийся на ст.Сафоново Порядок нельзя признать соответствующим Требованиям, что указывает на нарушение п.5.6.10 Требований. Согласно п.2.1 Порядка первоначальная информация передается дежурным работником согласно "Схеме оповещения при угрозе совершения АНВ", которая на станции отсутствует.
По результатам проверки 26.09.2013 транспортной прокуратурой в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.11.15.1 ч.2 КоАП РФ.
Судьей районного суда ОАО "РЖД" признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ на том основании, что ранее вступившим в законную силу постановлением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 04.12.2012 юридическое лицо - ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 КоАП РФ за выявленные нарушения требований транспортной безопасности на пригородном вокзале ст. Смоленск, тогда как для привлечения ОАО "РЖД" по ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ необходимо установить факт повторного совершения юридическим лицом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ на объекте транспортной инфраструктуры станция Сафоново. Судьей указано, что в материалах дела отсутствуют и суду не представлено доказательств того, что ранее ОАО "РЖД" было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ за нарушения, выявленные на станции Сафоново Смоленской области. Следовательно, в действиях ОАО "РЖД" отсутствует повторность - квалифицирующий признак состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Между тем, с указанными выводами судьи нельзя согласиться.
Повторным совершением административного правонарушения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
При указанных обстоятельствах, вывод судьи о том, что ОАО "РЖД" ранее не привлекалось к административной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности именно на станции Сафоново несостоятелен, поскольку ни часть 1, ни часть 2 статьи 11.15.1 КоАП РФ не содержит указание на необходимость совершения виновным лицом нарушений на каком-то определенном объекте, а указывают на факт несоблюдения данным лицом требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности..
Согласно п.п. 3, 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение судье в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица, составляющий один год, на сегодняшний день не истек, поэтому постановление подлежит отмене с возвращением дела судье.
Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
РЕШИЛА:
Постановление судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 октября 2013 года в отношении юридического лица - ОАО "РЖД" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Смоленского областного суда Т.Н. Назаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.