Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2013 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июля 2013 года, вынесенные в отношении юридического лица - администрации городского поселения Советский по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД Полиции МОМВД "Советский" от 17 апреля 2013 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2013 года, юридическое лицо - администрация городского поселения Советский (далее - администрация г.п. Советский) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июля 2013 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставлены без изменения.
В жалобе Берестова А.А., поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных решений ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, установленном частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы надзорной жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению, а постановление должностного лица и судебные акты - отмене, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что 1 апреля 2013 года государственным инспектором дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД Полиции МОМВД РФ "Советский" по итогам контрольной проверки эксплуатационного состояния нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных по улицам Киевская, Мира, Гастелло, Юбилейная в городе Советский составлен акт о том, что в нарушение требований:
п. 6.1.2 ГОСТ Р 52289-2004,
п. 4.6 ГОСТ Р 51256-99,
п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93,
п. 4.5.2.4 ГОСТ 52766-2007, на пешеходных дорожках в районе домов NN 18, 20, 26 по улице Киевская, между микрорайонами "Картопья-1" и "Картопья-2", в районе школы N 1 по улице Гастелло, в районе РЦ "Солнышко" по улице Юбилейная, в районе дома N 28 по улице Мира, на пешеходных дорожках отсутствует дорожная разметка 1.14.1 (л.д. 43).
10 апреля 2013 года на основании акта государственным инспектором дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД Полиции МОМВД РФ "Советский" в отношении юридического лица - администрации г.п. Советский составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 16-17).
Оспаривая законность и обоснованность постановления должностного лица и судебных решений, заявитель указывает на то, что администрация г.п. Советский не является субъектом вмененного ей административного правонарушения в силу наличия заключенного муниципального контракта, а также в силу неверного толкования должностным лицом требований государственных стандартов.
Согласно диспозиции статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административно-противоправным и наказуемым признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Признавая администрацию г.п. Советский виновной в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, судебными инстанциями не исследовались обстоятельства выявления вмененного юридическому лицу административного правонарушения, однако они имеют существенное значение для правильной квалификации действий виновного.
Акты органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) не имеют абсолютного характера и принудительной силы и предполагают их оценку на предмет соответствия закону.
Как указывалось, проверка эксплуатационного состояния нерегулируемых пешеходных переходов производилась сотрудниками Госавтоинспекции 1 апреля 2013 года. В материалах дела об административном правонарушении наличествует фото-фиксация нерегулируемых пешеходных переходов в районе домов NN 18, 20, 26 по улице Киевская, между микрорайонами "Картопья-1" и "Картопья-2", в районе школы N 1 по улице Гастелло, в районе РЦ "Солнышко" по улице Юбилейная, в районе дома N 28 по улице Мира. Судебными инстанциями данная фото-фиксация включена в объем доказательств вины администрации г.п. Советский, однако, мотивированной оценки ей не дано. Вместе с тем из цветных фотокопий видно, что дорожное полотно загрязнено, по его краям имеется снежный покров, происходит таяние снега, который смешивается с элементами противогололедного реагента (л.д. 32-38).
Данное обстоятельство ставит под сомнение обоснованность проведенной сотрудниками Госавтоинспекции проверки эксплуатационного состояния нерегулируемых пешеходных переходов. Более того, согласно имеющемуся в материалах дела муниципальному контракту зимний период содержания дорог производится с 15 октября по 14 апреля, что соответствует особенностям погодных условий на местности и указывает на невозможность определения эксплуатационного состояния дорожной разметки в зимний период (л.д. 29).
Судьей районного суда необоснованно указано на то, что согласно положениям ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" пешеходный переход должен быть оборудован одновременно как дорожными знаками, так и разметкой.
На имеющейся в деле фото-фиксации видно, что на всех исследованных нерегулируемых пешеходных переходах расположены соответствующие дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход".
Судьей не принят во внимание пункт 4.4 ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", который регламентирует, что в случае наличия на дороге грязи, снега, должен находиться соответствующий по значению знак. Кроме того допускается неразличимость дорожной разметки при наличии на покрытии снега.
Решая вопрос о субъекте вмененного администрации г.п. Советский административного правонарушения, судебными инстанциями неверно применены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подп. 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
В силу п.п. 1, 2 ст. 17 Закона об автомобильных дорогах, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
На основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно имеющимся в материалах дела об административном правонарушении сведениям, работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улицах с асфальтобетонным покрытием в городском поселении Советский осуществляло общество с ограниченной ответственностью "Ремдорстрой" (далее - ООО "Ремдорстрой"), соответствующий муниципальный контракт с которым был заключен с 1 января по 30 сентября 2012 года (л.д. 44).
Таким образом, исходя из диспозиции статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенных обстоятельств, администрация городского поселения Советский не являлась субъектом вмененного ей административного правонарушения, поскольку вопросы по эксплуатационному содержанию дорог городского поселения, были переданы по муниципальному контракту подрядчику, то есть ООО "Ремдорстрой".
Судебными инстанциями не дана юридическая оценка конкретным обстоятельствам дела об административном правонарушении, в частности наличию муниципального контракта между администрацией городского поселения и ООО "Ремдорстрой", не исследовался вопрос обоснованности проведенной проверки должностным лицом.
Неустановление судом основных обстоятельств, квалифицирующих деяние виновного в качестве административного правонарушения, безусловно, свидетельствует о допущенной фундаментальной судебной ошибке, не позволяющей достигнуть выполнения задач производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление по делу об административном правонарушении, решение, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Постановление государственного инспектора дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД Полиции МОМВД "Советский" от 17 апреля 2013 года, решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2013 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июля 2013 года, вынесенные в отношении юридического лица - администрации городского поселения Советский по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Принимая во внимание, что обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, не доказаны, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Берестова А.А. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД Полиции МОМВД "Советский" от 17 апреля 2013 года, решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2013 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июля 2013 года, вынесенные в отношении юридического лица - администрации городского поселения Советский по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление должностного лица и судебные решения.
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подпись А.Л. Полуян
Верно:
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.Л. Полуян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.