Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей: Старцевой Е.А., Начарова Д.В.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Сургутский кадастровый центр Природа", администрации г. Сургута, об устранении нарушений требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, третье лицо - Сургутский отдел службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
по апелляционным жалобам администрации г. Сургута и Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Сургутский кадастровый центр Природа" на решение Сургутского городского суда от 20 июня 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
На администрацию города Сургута возложена обязанность в срок до 31 декабря 2014 года произвести рекультивацию первой очереди полигона ТБО (адрес), расположенного в (адрес), Восточно-Сургутское месторождение.
На администрацию (адрес) возложена обязанность в срок до 31 декабря 2014 года построить на полигоне ТБО (адрес), расположенном в (адрес), (адрес), комплексную очистную установку, на которой организовать очистку производственных стоков, образуемых от деятельности полигона ТБО (адрес), в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Сургутский кадастровый центр Природа" запрещено эксплуатировать первую очередь полигона ТБО (адрес), расположенного в (адрес), (адрес).
На Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Сургутский кадастровый центр Природа" возложена обязанность в срок до (дата) получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации полигона ТБО (адрес), расположенного в (адрес), (адрес).
С Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Сургутский кадастровый центр Природа" взыскана государственная пошлина в доход государства для зачисления в бюджет муниципального образования городской округ (адрес) в сумме 4000 рублей.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителя администрации г. Сургута Тарасова И.В. и представителя СГМУП "Сургутский кадастровый центр "Природы", поддержавших доводы жалоб, возражения прокурора Рейм Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, выступая в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о
- понуждении администрации (адрес) (далее - администрация) в срок до 31 декабря 2014 года произвести рекультивацию первой очереди полигона ТБО (адрес), расположенного в (адрес) (далее - полигон), и построить комплексную очистную установку, на которой организовать очистку производственных стоков, образуемых от деятельности полигона в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- запрете Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Сургутский кадастровый центр Природа" (далее - предприятие) эксплуатировать первую очередь полигона и понуждении получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации полигона в срок до 31 декабря 2013 года.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона, установлено, что полигон является муниципальной собственностью администрации (адрес). Ежедневно на нем производится складирование более 2300 м3 отходов производства и потребления, вывозимых с территорий учреждений, жилого фонда, дорог общего пользования, предприятий и других объектов, расположенных в (адрес) и в близлежащих населенных пунктах. В соответствии с проектной документацией "Расширение полигона по захоронению ТБО (карты захоронения N1-5) (адрес)", получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от 27.08.2012 N 40, полигон состоит из I и II очередей захоронения отходов. Поскольку заказчиком проектной документации и собственником полигона является администрация, соответственно на нее и возложена обязанность по исполнению проекта, в соответствии с которым основным элементом полигона является производственная зона, состоящая, в том числе, из первой очереди захоронения, которая заполнена и подлежит рекультивации, с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду и восстановления нарушенных земель. Также, проектом предусмотрено строительство комплексной установки для очистки производственных стоков (фильтрата), образуемых от полигона. Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией меры к реализации проектных решений по рекультивации первой очереди полигона и строительству очистных сооружений не предпринимаются.
Постановлением первого заместителя главы г. Сургута N 4233 от 05 июня 2012 года полигон передан в хозяйственное ведение предприятия и фактически эксплуатируется им с сентября 2012 года. В ходе обследования полигона, также установлено, что предприятием, в нарушение требований действующего законодательства, допускаются факты открытого горения первой очереди полигона, при этом участок захоронения отходов первой очереди, площадью 11,3 га, выведен из эксплуатации и требует рекультивации, однако в сентябре 2012 года и марте 2013 года предприятием допускались факты складирования отходов на первой очереди полигона. Также, проверкой установлено, что эксплуатация Полигона осуществляется предприятием в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, тогда как в толще твердых бытовых отходов под воздействием микрофлоры происходит биотермический анаэробный процесс распада органических составляющих отходов. Конечным продуктом этого процесса является биогаз, основную объемную массу которого составляют метан и диоксид углерода. Наряду с названными компонентами биогаз содержит пары воды, оксид углерода, оксиды азота, аммиак, углеводороды, сероводород, фенол и в незначительных количествах другие примеси, обладающие вредным для здоровья человека и окружающей среды воздействием. Таким образом, полигон является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Допущенные администрацией и предприятием нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране атмосферного воздуха напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал.
Представитель администрации исковые требования не признал и пояснил, что согласно заключению N 40 от 27 августа 2012 года государственной экологической экспертизы проектной документации "Расширение полигона по захоронению ТБО (карты захоронения N 1-5) г. Сургута" проектная документация соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством РФ и автономного округа. В рамках проекта предусмотрено приобретение и монтаж комплексной установки по очистке дренажных вод. В настоящее время администрацией готовится документация для проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта. Согласно Техническому заданию в состав объекта входит, в том числе: комплексная установка по очистке дренажных вод, производительностью 50 м3 в сутки. Строительство данного объекта осуществляется в соответствии с целевыми программами, утвержденными постановлением Правительства ХМАО - Югры от 28.10.2011 N 403-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа N 403-п); постановлением Правительства ХМАО - Югры от 19.04.2013 N 152 п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.12.2012 N 482-п "Об адресной инвестиционной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Адресная программа N 482-п); постановлением администрации города Сургута от 05.02.2013 N 686 "О внесении изменений в постановление администрации города от 25.07.2011 N 4752 "О долгосрочной целевой программе "Строительство объектов природоохранного назначения на 2011 - 2015 годы" (далее - программа N 4752). Таким образом, в настоящее время администрацией проводятся все необходимые мероприятия по осуществлению полномочий в сфере охраны окружающей среды, в том числе по строительству объектов размещения отходов производства и потребления. Учитывая подавляющее софинансирование выполнения работ по расширению полигона из бюджета ХМАО-Югры, а также сроки, предусмотренные указанными выше Программами, требования прокурора сочли заранее неисполнимыми в сроки указанные в иске. Выполнение работ по рекультивации полигона планируется в 2015-2016 годах. Поскольку осуществить мероприятия по рекультивации первой очереди полигона одновременно с мероприятиями по "Расширению полигона ТБО в г. Сургуте", в том числе строительству комплексной установки по очистке дренажных вод на полигоне, невозможно, так как при проведении рекультивации первой очереди полигона в организационно-технологическую схему входит закрытие полигона для приема ТБО. Таким образом, после завершения работ по "Расширению полигона ТБО (карты захоронения N 1-5) в г. Сургуте" дальнейший прием отходов в г. Сургуте будет осуществляться на второй очереди полигона ТБО, что позволит произвести рекультивацию первой очереди полигона ТБО в соответствии с утвержденными Программами. В настоящее время в состав первой очереди полигона входят водоотводные канавы, на второй очереди полигона построены сети канализации и ёмкость для сбора фильтрата. На сегодняшний день сбор фильтрата с первой и со второй очереди полигона осуществляется по договору N 7532/1-12 от 01.11.2012 и вывозится на очистные сооружения. Кроме того, на основании договора N 2-Р от 15 апреля 2013 года, заключенного между предприятием и "данные изъяты"", на территории полигона ТБО проводится инвентаризация источников выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно заключений за 2012-2013 годы превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по границе санитарно-защитной зоны полигона не обнаружено.
Представитель предприятия против удовлетворения исковых требований возразил и пояснил, что первая очередь полигона для захоронения твердых бытовых отходов г. Сургута не закрыта, она выведена из эксплуатации и при необходимости вовлекается в технологический процесс в целях соблюдения ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В связи с чем, при эксплуатации II очереди полигона возникает необходимость тщательной изоляции и уплотнения отходов, подлежащих захоронению, что достигается как ежедневными работами, так и дополнительными работами по формированию рабочего тела II очереди. На это время работы по приему отходов должны быть приостановлены, это необходимо также для проведения технологических работ по укладке дорожного полотна на рабочие карты, в целях соблюдения техники безопасности при движении транспорта на участки разгрузки отходов. Для исключения загрязнения среды обитания населения города Сургута и Сургутского района, минимизации влияния отходов на здоровье населения и окружающую среду, прием отходов временно осуществлялся на рабочее тело I очереди. Таким образом, в настоящее время нет оснований для закрытия первой очереди полигона ТБО.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица Сургутского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, и лесных отношений ХМАО-Югры.
Судом постановлено указанное выше решение, которое предприятие и администрация города Сургута просят отменить, по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Возражая против доводов апелляционных жалоб, прокурор и представитель третьего лица сочли решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица, о времени и месте судебного заседания извещенный надлежащим образом, не явился, заявив о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 327, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившегося лица.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив их, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным (загрязняющим) веществом - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии со ст. 14 Закона N 96-ФЗ допускается выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, предприятием осуществляется эксплуатация полигона твердых бытовых отходов, а также оказываются услуги по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов на территории полигона, следовательно, предприятие осуществляет деятельность в области обращения с отходами и на нем лежит обязанность по соблюдению природоохранного законодательства при эксплуатации полигона.
Предприятием не оспаривается, что инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена. Документы, подтверждающие отсутствие на территории предприятия источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе стационарных, а также специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, в материалы дела не представлены.
Решение суда в части возложения на предприятие обязанности получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух последним не обжалуется. Оснований для его пересмотра по инициативе суда апелляционной инстанции в силу вышеизложенного не имеется.
Доводы администрации о том, что первая очередь полигона не заполнена и не подлежит рекультивации опровергаются заключением N 40 экспертной государственной экологической экспертизы проектной документации "Расширение полигона по захоронению ТБО (карты захоронения N 1-5) г. Сургута" от 27 августа 2012 года из которого следует, что первая очередь полигона заполнена и подлежит рекультивации, а также пояснениями представителя предприятия о том, что первая очередь полигона закрыта для приема ТБО и используется в исключительных случаях. Согласно раздела 5 инструкции по эксплуатации полигона, утвержденной предприятием 1 октября 2012 года, закрытие полигона для приема ТБО осуществляется после отсыпки его на проектную отметку (20,9 м) установленную заданием. При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности эксплуатации первой очереди полигона, поскольку тем самым нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ и преамбулой Федерального закона "Об охране окружающей среды", причиняется существенный вред экологической и санитарно-эпидемиологической обстановке на территории города, а также создается опасность причинения такого вреда в будущем.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
При этом, в силу ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Факт необходимости расширения полигона и строительства комплексной очистной установки администрацией не оспаривается. Доводы жалобы в части возложения на администрацию обязанности осуществить строительство очистной установки в установленный судом срок о незаконности решения суда в этой части не свидетельствует, поскольку обращение прокурора в суд обусловлено длительным бездействием администрации в этой части.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Доводы жалобы администрации о не обоснованности установленного судом срока исполнения оспариваемого решения не могут быть приняты во внимание как основанные на предположениях.
Ответчики не лишены права на обращение в суд с мотивированным заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по правилам ст. 203 ГПК РФ, в случае когда срок исполнения решения суда будет четко определен конкретными договорными отношениями.
На основании вышеизложенного, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в жалобах, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сургутского городского суда от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Сургута и Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Сургутский кадастровый центр Природа" - без удовлетворения.
Председательствующий: Блиновская Е.О.
Судьи: Начаров Д.В.
Старцева Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.