Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей: Старцевой Е.А., Начарова Д.В.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сургутского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Свердловской железной дороги, о возложении обязанности по совершению действий,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Сургутского городского суда от 01 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
На ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Свердловской железной дороги, возложена обязанность
- получить согласованные с Федеральным агентством железнодорожного транспорта технические решения о продлении срока службы локомотивов серии 2ТЭ116к секции 218Б, 1975 года постройки; 227Б, 1976 года постройки; 265Б, 1976 года постройки; а также локомотивов серии 2ТЭ1161 секции 325А, 1988 года постройки; 1648Б, 1992 года постройки; 1642А, 1992 года постройки; 1621Б, 1991 года постройки; 1376Б, 1988 года постройки; 1337А, 1988 года постройки; 1336А, 1988 года постройки;
- на основании технических решений о продлении срока службы указанных локомотивов, согласованных с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить объем ремонтных работ, необходимых для продления срока службы вышеозначенных локомотивов, при указании в решениях, а также
наложен запрет на выдачу локомотивов под поезда до надлежащего продления срока службы.
С ОАО "Российские железные дороги" в доход государства для зачисления в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 4000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части Сургутскому транспортному прокурору отказано.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., объяснения представителей ОАО "РЖД" Ковальчук И.Н. и Домрачеева Д.В., поддержавших доводы жалобы, возражения помощников прокурора Бубенко В.Н. и Брановицкого М.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сургутский транспортный прокурор обратился в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга с иском о возложении на ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Свердловской железной дороги (далее - общество), обязанности
- получить согласованные с Федеральным агентством железнодорожного транспорта технические решения о продлении срока службы локомотивов серии 2ТЭ116к номер секции 1120А 1986 года постройки; 2ТЭ116к номер секции 1325А 1988 года постройки; 2ТЭ116 номер секции 218Б 1975 года постройки; 2ТЭ116 номер секции 1648Б 1992 года постройки; 2ТЭ116 номер секции 227Б 1976 года постройки; 2ТЭ116 номер секции 1642А 1992 года постройки; 2ТЭ116 номер секции 1621Б 1991 года постройки; 2ТЭ116к номер секции 1376Б 1988 года постройки; 2ТЭ116к номер секции 1124А 1986 года постройки; 2ТЭ116 номер секции 265Б 1976 года постройки; 2ТЭ116к номер секции 1337А 1988 года постройки; 2ТЭ116к номер секции 1336А 1988 года постройки,
- выполнить ремонтные работ, необходимые для продления срока службы указанных локомотивов, а также о запрете их выдачи под поезда до надлежащего продления срока службы.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в эксплуатационном локомотивном депо Сургут Свердловской дирекции тяги Дирекции тяги общества установлено, что в Депо эксплуатируются вышеперечисленные локомотивы, срок службы которых истек. Вместе с тем, в соответствии с п.21 приложения N 5 к приказу Минтранса РФ от 21 декабря 2010 года N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" выдача под поезда локомотивов выработавших срок службы не допускается. Общество является собственником указанных локомотивов. В нарушение п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" названные локомотивы не содержатся с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых стандартов, правил и техническим нормам, что создает угрозу безопасности и причинение вреда неопределенному кругу лиц - гражданам и юридическим лицам, пользующимися услугами общества.
Определением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 13 мая 2013 года настоящее гражданское дело передано по подсудности в Сургутский городской суд.
В судебном заседании помощники прокурора Бубенко В.Н. и Брановицкий М.Л. на исковых требованиях настаивали, за исключением требований в отношении локомотивов серии 2ТЭ116 секции 1120 А и 1124 А, 1986 года постройки, срок службы которых не истек.
Представитель Общества Руденко С.В. исковые требования не признал и пояснил, что срок службы локомотивов серии 2ТЭ116 номера секций 1120А и 1124А, 1986 года постройки, не истек, тепловоз серии 2ТЭ116к, секция 218Б 1977 года постройки поставлен в запас с 2009 года и его эксплуатация не осуществляется. Несоблюдение требований о продлении назначенного срока службы не создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте, а также угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, поскольку перед выходом из депо локомотивы проходят техническое обследование (ТО-2), что подтверждается журналом формы ТУ -152. Согласно Инструкции о порядке эксплуатации, технического обслуживания ремонта локомотивов N ЦТ-647 от 12 апреля 1999 года допускается использование локомотивов с истекшим сроком службы, в том числе и в пассажирском движении, в случае если после капитального ремонта КР-2 прошло не более 12 лет. Согласно распоряжению ОАО "РЖД" о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов N Зр от 17 января 2005 года установлена периодичность технического обслуживания и ремонта тепловозов в зависимости от их пробега. Кроме того, все локомотивы проходят промежуточный, средний и капитальный ремонт вне зависимости от технического состояния на момент проведения ремонта. Тепловоз серии 2ТЭ116к секция N 227А согласно телеграмме от 30 января 2013 года направлен на ремонт в объеме работ по проведению ТР-2. Тепловоз серии 2ТЭ116 секция N 1376Б согласно телеграмме от 06 мая 2013 года направлен на ремонт в объеме работ по проведению ТР-3. Указанные обстоятельства подтверждают использование только безопасной техники для производства работ, связанных с движением поездов. Согласно порядку продления срока службы локомотивов, продление срока осуществляется на основании технического решения и может быть совмещено с проведением текущего, среднего или капитального ремонта. По техническому решению на указанные тепловозы объем работ, необходимый для продления срока службы, установлен ИУ 15.03-10. Локомотивы серии 2ТЭ116 секции 1120А, 1124А, 1325А, 1336А, 1376Б, 227Б, 265Б, 1621Б, 1642А, 1648Б, 1337А по п. 4.6 ГОСТ 27.002.-89 не достигли предельного состояния и не создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Также, один раз в полгода в рамках весеннего и осеннего комиссионного осмотра проводится технический осмотр каждого локомотива, допускаемого как в грузовое, так и в пассажирское движение, что оформляется актом комиссионного осмотра тепловоза.
Судом постановлено указанное выше решение, которое общество просит отменить по тем основаниям, что судом неверно дана оценка существенным для дела обстоятельствам. Так, п. 1.5.2 раздела "Показатели надежности" Технического условия 24.04.532-87 назначенный срок службы локомотива серии 2ТЭ116 был равен 20 годам. Согласно Извещению 2ТЭ116.5272 об изменении N 15 ТУ 24.04.532-87 п. 1.5.2. раздела "Показатели надежности" изменен, в этой связи срок службы тепловоза магистрального серии 2ТЭ116 независимо от года выпуска составляет 40 лет.
Таким образом, назначенный срок службы локомотивов серии 2ТЭ116 секции 1325А, 1648Б, 1642А, 1621Б, 1376Б, 1337А, 1336А не истек.
Кроме того, возложение на общество обязанности по ремонту локомотивов является вмешательством в его хозяйственную деятельность. Являясь коммерческой организацией, оно имеет право самостоятельно решать вопрос о целесообразности списания или ремонта с продлением срока службы.
Возражая против удовлетворения жалобы, прокурор счел решение суда законным и обоснованным. Изменения в технические условия были внесены 31 мая 2012 года и распространяются на локомотивы серии 2ТЭ116 модификаций "У" и "УМ", соответственно на спорные локомотивы эти изменения не распространяются. Процедура продления срока службы тягового подвижного состава установлена законодательством РФ и включает в себя проведение комплекса работ указанных в технических решениях. Дополнительные доказательства в обоснование своих возражений представлены обществом с нарушением требований ст. 327.1 ГПК РФ, т.к. могли быть представлены суду первой инстанции.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив их и возражения, судебная коллегия установила следующее.
Частично удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что срок службы спорных локомотивов истек, при этом руководствовался исключительно письмом департамента локомотивного хозяйства общества от 30 августа 2009 года N ЦТтр-7/115 и приложением к нему.
В нарушение требований ч.2 ст. 56 ГПК РФ, суд первой инстанции не выяснял у сторон каким нормативным актом срок службы локомотивов серии 2ТЭ116 установлен. Положенное в основу оспариваемого решения письмо таковым не является.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для дела и подлежало выяснению в суде первой инстанции, в связи с чем было установлено судом апелляционной инстанции на основании представленных Обществом дополнительных письменных доказательств, а именно Технических условий ТУ24.04.532-87 Тепловоз 2ТЭ116, сроком действия с 1 февраля 1988 года до 31 декабря 2015 года, в редакции изменений, зарегистрированных 31 мая 2012 года, согласно п.1.5.2. которых в контексте с преамбулой, назначенный срок службы тепловозов магистральных грузовых двухсекционных: 2ТЭ116, 2ТЭ116У, 2ТЭ116УМ и 2ТЭ116УД до списания составляет 40 лет.
Факт того, что срок службы локомотивов серии 2ТЭ116 (всех модификаций), изготавливаемых по ТУ24.04.532-87, определяется данной конструкторской документацией, подтвержден письмом Росжелдора от 18 сентября 2013 года N УИП-4/2590-ис, также представленным прокурором в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Доводы прокурора о том, что 40-летний срок службы установлен лишь для тепловозов модификации 2ТЭ116У, 2ТЭ116УМ своего подтверждения материалами дела не нашел. Суждения прокурора относительно порядка продления сверхустановленного техническими условиями срока службы тепловозов секций 1325А, 1336А, 1376Б, 1621Б, 1642А, 1648Б, 1337А серии 2ТЭ116 судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку срок их службы не истек.
При таком положении решение суда в части вышеозначенных тепловозов нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований в этой части. Также подлежит отмене и решение суда в части возложения на общество обязанности осуществить ремонт локомотивов серии 2ТЭ116к секции 218Б, 1975 года выпуска, 227Б и 265Б, 1976 года выпуска, истечение срока службы которых обществом не оспаривается, поскольку понуждение общества к выполнению исключительно ремонтных работ является вмешательством суда в его хозяйственную деятельность. Решение суда в этой части не обосновано и не основано на законе.
В остальной части решение суда сторонами не оспаривается, оснований для его проверки в полном объеме судебная коллегия не усматривает, поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сургутского городского суда от 01 июля 2013 года отменить в части возложения на ОАО "Российские железные дороги", в лице филиала Свердловский железной дороги, обязанности выполнить в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу объем ремонтных работ, необходимых для продления срока службы локомотивов, при указании в решениях, а также в части локомотивов серии 2ТЭ116 секции N 1325А, 1336А, 1376Б, 1621Б, 1642А, 1648Б, 1337А.
В остальной части оставить без изменения.
Председательствующий: Блиновская Е.О.
Судьи: Старцева Е.А.
Начаров Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.