Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей: Старцевой Е.А., Мелехиной Т.И.,
при секретаре Комур С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садикова Ф.Р. к департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании отказа в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 августа 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
отказ департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Садикову Ф.Р. звания "Ветеран труда" признан незаконным.
На департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность присвоить Садикову Ф.Р. звание "Ветеран труда".
С департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Садикова Ф.Р. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Садиков Ф.Р. обратился в суд с иском к департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент) о признании награды - знак "Ударник десятой пятилетки" основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда" и понуждении присвоить звание "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствии сторон.
Департамент в письменных возражениях против удовлетворения исковых требований возражал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое департамент просит отменить настаивая на законности своего отказа, поскольку знак "Ударник десятой пятилетки" не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N 103-п от 06 июня 2005 года.
Возражая против удовлетворения жалобы, Садиков Ф.Р. счел решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 327, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив их, судебная коллегия оснований для отмены оспариваемого решения не усматривает.
Как следует из материалов дела, Садиков Ф.Р. является пенсионером по старости, имеет необходимый трудовой стаж и постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности N 447-к/54 от 10 апреля 1981 года награжден знаком "Ударник десятой пятилетки".
Истцу отказано в присвоение звания "Ветеран труда" по тому, что знак "Ударник десятой пятилетки" не включен в утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июня 2005 года N 103-п Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Признавая отказ незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:
1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;
2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст.22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст.7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Иными словами, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
При таком положении доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права.
Как правильно указал суд первой инстанции, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" незаконно сужен перечень лиц, отнесенных ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" к категории ветеранов труда.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 4 постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", который к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Истец отвечает установленным законом критериям.
Согласно удостоверению к знаку "Ударник десятой пятилетки" данный знак учрежден Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, Садиков Ф.Р. награжден им от имени ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности.
Знак "Ударник десятой пятилетки" является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку в соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке "Ударник десятой пятилетки", утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 года (протокол N 5, п. 13), единым общесоюзным знаком "Ударник десятой пятилетки" награждаются лучшие рабочие, колхозники, руководящие, инженерно-технические работники, служащие объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки. Ходатайства о награждении знаком "Ударник десятой пятилетки" возбуждаются администрацией, комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения. На представляемых к награждению знаком "Ударник десятой пятилетки" составляются списки, в которых указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении пятилетних заданий и социалистических обязательств. Списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы. Вручение знака "Ударник десятой пятилетки" производится в торжественной обстановке на собраниях трудящихся. Награжденному вместе со знаком вручается удостоверение установленного образца и памятный подарок. В трудовую книжку награжденного вносится соответствующая запись.
Таким образом, вывод суда о наличии у Садикова Ф.Р. права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ей такого звания соответствует требованиям закона.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильным у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 15 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры без удовлетворения.
Председательствующий: Блиновская Е.О.
Судьи: Старцева Е.А.
Мелехина Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.