Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи: Ивановой И.Е.,
судей: Вороной Н.Л., Цыганкова С.Л.,
при секретаре Кривошеевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нутрецова Г.Ф. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 августа 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования Нутрецова Г.Ф. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.04.2013. N 15-Исх-4389 в присвоении Нутрецову Г.Ф. звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда" Нутрецову Г.Ф..
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Нутрецова Г.Ф. 200 рублей в счет оплаченной государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Вороной Н.Л., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Нутрецов Г.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда".
В обоснование заявления указал, что имеет общий трудовой стаж более 37 лет. 30 августа 2004 года был награждён Благодарностью Министерства Промышленности и энергетики Российской Федерации, 31 мая 2010 года - Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации. Имея стаж работы и указанные ведомственные знаки отличия в труде, обратился с заявлением в Департамент о присвоении звания "Ветеран труда" на что получил отказ. Отказ мотивирован тем, что обозначенные Благодарность и Почётная грамота не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 6 июня 2005 года N103-п.
Дело рассмотрено в отсутствие Нутрецова Г.Ф., представителя Департамента, извещенных надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, которое в апелляционной жалобе Департамент просит отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Нутрецова Г.Ф., указывая на нарушение норм права. Судом не принято во внимание, что в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Ссылка суда на то, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", является несостоятельной, поскольку Постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п, не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель, представитель Департамента не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив их, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как видно из дела, Комиссия по присвоению званий "Ветеран труда" при Департаменте 4 апреля 2013 года отказала Нутрецову Г.Ф. в присвоении звания указанного звания. Как разъяснено в письме Департамента от 10 апреля 2013 года, отказ связан с тем, что то Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации и Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п (л.д. 10).
Суд первой инстанции, установив, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, согласно приказу Минпромэнерго РФ от 21 августа 2004 года N 19, Почётная грамота Министерства энергетики Российской Федерации, согласно приказу Минэнерго РФ от 14 июля 2008 года N 11, являются ведомственными наградами (ведомственными знаками отличия в труде), пришёл к выводу о незаконности указанного отказа Департамента.
Судебная коллегия считает данный вывод правильным.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьей 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. N 115-оз (ред. от 23.02.2013) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к ветеранам труда отнесены: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершенном возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Как правильно указал суд, под установлением порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", следует понимать организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Трудовой стаж истца составляет более 37 лет, что подтверждается трудовой книжкой, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственными знаками отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на иное истолкование норм материального права и отмену оспариваемого решения не влекут,, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Цыганков С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.