Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Кульковой С. И.,
судей Начарова Д. В., Степановой М. Г.,
при секретаре Низовой Ю. Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беспалова к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Беспалова удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отказе в присвоении Беспалова звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Беспалова звание "Ветеран труда.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Беспалова расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей".
Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Истец Беспалов Н. И. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
В обоснование требований указал, что он обратился в Управление социальной защиты населения по (адрес) социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением по вопросу присвоения звания "Ветеран труда".
Однако, ему было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", в связи с тем, что Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, которая ему объявлена, не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п.
Считает, что решение Комиссии по отказу в присвоении звания "Ветеран труда" является незаконным и нарушает его права, в связи с чем просил признать данный отказ незаконным и обязать ответчика Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда".
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Фролов А. А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п.
Судом постановлено указанное выше решение, которое в апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение норм права.
Указал, что не может согласиться с выводами суда о том, что законодатель Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", незаконно ограничил определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможность присвоения этого звания.
Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, поэтому названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Ссылка суда на то, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" является несостоятельной, поскольку постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п, не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков.
Судом не принято во внимание, что в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из дела, Беспалову Н. И. приказом от (дата) N (номер) объявлена Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации(л.д. 10).
Письмом Департамента социального развития ХМАО - Югры от (дата) за N 15-исх-9003 истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (л.д. 9).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 N 115-оз (ред. от 23.02.2013) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к ветеранам труда отнесены:
1) лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно Положению о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 года N 777, министр в установленном порядке присваивает работникам отраслей топливно-энергетического комплекса почетные звания, награждает почетными грамотами и иными ведомственными знаками отличия, к числу которых относится и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации.
Таким образом, разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции правильно установил, что Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, которая объявлена истцу, является ведомственным знаком отличия в труде, о которых указывается в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и которая является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда".
Трудовой стаж истца Беспалова составляет более 33 лет, что подтверждается копией трудовой книжкой, справкой от 25 июля 2013 года, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственными знаками отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и сводятся к переоценке оцененных судом первой инстанции обстоятельств дела без ссылки на доказательства, опровергающие выводы суда. Указанные доводы выводов суда первой инстанции не опровергают и отмену оспариваемого решения не влекут, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Кулькова С. И.
Судьи: Начаров Д. В.
Степанова М. Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.