Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Шкилёва П.Б.
судей: Мироненко М.И., Степановой М.Г.
при секретаре Бойко Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудлай (ФИО)7 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Кудлай (ФИО)8 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Кудлай (ФИО)9 звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры присвоить звание "Ветеран труда" Кудлай Анатолию (ФИО)10.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры в пользу Кудлай (ФИО)11 "данные изъяты" рублей, в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.".
Заслушав доклад судьи Шкилёва П.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудлай А.А. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что ответчиком было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации, которой он был награжден 31 июля 2012 года, не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п. Отказ ответчика считает незаконным, нарушающим ее права и свободы как гражданина Российской Федерации.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет. Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. У субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", являющимся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации отсутствует.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещались.
С учетом требований ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что согласно записей в трудовой книжке общий стаж работы истца составляет более "данные изъяты" лет.
В настоящее время истец является получателем трудовой пенсии по стрости, что подтверждается пенсионным удостоверением (номер) от 12.04.2011г.
Приказом от (номер) Министерства энергетики Российской Федерации истец награжден Почетной грамотой за заслуги в развитии топливо-экономического комплекса.
Истец обратился в уполномоченный орган государственной власти автономного округа с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда".
07.06.2013 года ответчиком отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда" на том основании, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N 103-п, отсутствует Почетная грамота Министерства энергетики РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности (ст.67 ГПК РФ), дав правильный анализ действующему законодательству, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица:1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 11 Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации отнесена к ведомственным наградам и является ведомственным знаком отличия в труде.
Судебная коллегия считает, что на основании системного толкования нормативно-правовых актов, а также вышеуказанных приказов, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации является ведомственной наградой за отличия в труде, которая дает право для присвоения звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств, при этом не содержат оснований для отмены решения суда.
Обстоятельства и доказательства, имеющие значение для разрешения заявленных истцом требований судом установлены и исследованы, им дана надлежащая оценка.
Выводы суда мотивированны и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Решение суда отвечает требованиям ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы материального права применены судом правильно.
Оснований, установленных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты - Мансийского районного суда от 13 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий судья Шкилёв П.Б.
Судьи: Мироненко М.И.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.