Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н.Н.,
судей: Ахметзяновой Л.Р., Воронина С.Н.,
при секретаре Артеменко И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кисилевой С.Н. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Признать решение Департамента социального развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от (дата) года протокол (номер) об отказе Кисилевой С.Н. в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры присвоить Кисилевой С.Н. звание "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киселева С.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент социального развития ХМАО-Югры, Департамент) о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что в 1980 году истец была награждена знаком "Победитель социалистического соревнования 1979 года", а в 1986 году награждена знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки". Данные знаки относятся к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем, она имеет право на присвоение ей звания "Ветеран труда", однако ей в этом незаконно отказано.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
В представленных возражениях на исковое заявление, ответчик просил в удовлетворении требований отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Не согласен с выводом суда о незаконном ограничении законодателем ХМАО-Югры определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможности присвоения этого звания. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.
Указывает на то, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. В связи с чем считает, что у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Знаки "Победитель социалистического соревнования 1979 года", "Ударник одиннадцатой пятилетки" не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 N 103-п, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре.
Возражая против доводов жалобы, Киселева С.Н. полагает, что обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не дают оснований для удовлетворения жалобы. Считает, что суд исследовал все имеющиеся в деле доказательства и дал им надлежащую оценку, решение является обоснованным, объективным, оснований для изменения или отмены решения суда нет.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общий трудовой стаж истца составляет более 40 лет.
Истец награждена от имени Министерства и ЦК профсоюза знаком "Победитель социалистического соревнования 1979 года" 23 июля 1980 года.
11 февраля 1986 года постановлением коллегии Минлесбумпрома СССР и президиума ЦК профсоюза рабочих лесбумдверпрома Киселева С.Н. награждена знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки".
Комиссией Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" (протокол (номер) от "данные изъяты") Киселевой С.Н. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что знаки "Ударник одиннадцатой пятилетки", "Победитель социалистического соревнования 1979 года" не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п.
Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Правовой смысл под. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 г., награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.
Из данного Положения следует, что награждение работников общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования 1979 года" производилось от имени отраслевого министерства и ведомства.
Таким образом, нагрудный знак "Победитель социалистического соревнования 1979 года" является ведомственным законом отличия в труде в смысле, придаваемом этому понятию подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах". Истец награждена в установленном порядке указанным ведомственным знаком отличия в труде, что является одним из условий присвоения звания "Ветеран труда".
Знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" также является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку согласно Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 26 марта 1981 г. N 304 "О всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнении заданий одиннадцатой пятилетки", Постановлению Совета Министров СССР, ВЦСПС от 24 июня 1981 г. N 580 "О порядке подведения итогов всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки", Положению о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки", утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25 сентября 1981 г. N П-8/289, знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" награждались трудящиеся за достижения высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств.
Удовлетворяя исковые требования Киселевой С.Н., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, а также то, что истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", как лицо, награжденное ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная правовая оценка. Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что Сургутским районным судом рассмотрено дело, подсудное Ханты-Мансийскому районному суду.
В соответствии со ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Поскольку ответчик находится в г. Ханты-Мансийске, следовательно, иск Киселевой С.Н. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" должен был рассматриваться Ханты-Мансийским районным судом.
В силу ч.3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело к принятию неправильного решения.
Нарушение судом норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является основанием для применения судом апелляционной инстанции п.1 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющегося безусловным основанием для отмены судебного акта. Такое указание приведено в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Судебной коллегией установлено, что данное дело рассмотрено Сургутским районным судом с участием истца, ответчик о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, направил возражения на исковое заявление, однако в возражениях не заявлял ходатайства о неподсудности дела Сургутскому районному суду. В апелляционной жалобе также не имеется ссылки на нарушение правил подсудности.
В данном случае нарушение норм процессуального права не повлияло на законность принятого решения, правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи: Ахметзянова Л.Р.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.