Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 8 октября 2013 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении директора МАОУ "Гимназия N 1" Овсяник И.О.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора автономного округа по региональному государственному экологическому надзору в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа N 307 от 17 июля 2013 года, должностное лицо - директор МАОУ "Гимназия N 1" Овсяник И.О. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 8 октября 2013 года указанное постановление было оставлено без изменения, а жалоба защитника Фаттакова Н.К. - без удовлетворения.
Не соглашаясь с указанным решением судьи, защитник Овсяника И.О. - Фаттаков Н.Х. действующий на основании доверенности, обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу.
Овсяник И.О. извещался судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявил, в суд направил защитника, в связи с чем, на основании п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.
Защитник Овсяника И.О. - Фаттаков Н.Х. в судебном заседании, доводы жалобы поддержал.
Выслушав объяснения защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Таким образом, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляет противоправное действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Основанием для вынесения постановления о назначении административного наказания в отношении директора МАОУ "Гимназия N1" - Овсяник И.О. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явился тот факт, что Овсяник И.О. выполняющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в указанном образовательном учреждении, на момент проверки 2 июля 2013 года не определил порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и не согласовал данный порядок с соответствующими органами исполнительной власти, чем нарушил требования пункта 2 статьи 26 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". При этом образовательное учреждение образующиеся отходы (мусор от уборки территории, пищевые отходы кухонь) временно складировало в металлические контейнеры с целью их дальнейшей передачи специализированным организациям.
С таким решением должностного лица вынесшего постановление о назначении административного наказания, согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о совершении лицом объективной стороны правонарушения, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", нарушение которой вменяется директору Овсянику И.О., расположен в главе VI "Государственный надзор в области обращения с отходами" данного федерального закона.
Правовые нормы, содержащиеся в указанной главе, направлены на регулирование государственного контроля, контроля юридических лиц в области обращения с отходами, а также общественного контроля, а не на установление ответственности за нарушение данных норм.
Кроме этого, согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Однако федеральным законодательством не установлена процедура согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Не определены также сроки согласования такого порядка, форму порядка производственного контроля, перечень необходимых документов, требования к их составлению и согласованию.
Как видно из постановления о назначении административного наказания, какой-либо процедуры установленной для указанного согласования, на региональном уровне также не предусмотрено.
Кроме этого, в целях реализации статей 18, 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", которыми на юридических лиц возлагаются конкретные обязанности, приняты нормативные правовые акты Правительства РФ, т.е. нормативным правовым актом РФ предусмотрены нормы и правила, нарушение которых влечет административную ответственность.
При этом в отношении статьи 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" такой федеральный нормативный правовой акт отсутствует.
Между тем, как видно из приказа N 10 от 12 января 2012 года и графиков, в целях производственного контроля директором образовательного учреждения Овсяник И.О. была назначена комиссия, которая в определенные сроки должна проверять площадки временного хранения отходов с составлением актов после каждой проверки (л.д. 66-76).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия N1" не занимается деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, как специальном виде хозяйственной деятельности, требующей в установленных законом случаях получения лицензий.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо, не установил и не привел в постановлении о назначении административного наказания, конкретных нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, которые были допущены директором Овсяник И.О.
Фактов нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований, при временном размещении учреждением отходов в металлических контейнерах с целью их дальнейшей передачи специализированным организациям, установлено не было.
При этом как уже было отмечено выше, несоблюдение, по мнению должностного лица, пункта 2 статьи 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (производственный контроль) не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, в действиях директора Овсяник И.О. отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства, судьей Салехардского городского суда при рассмотрении жалобы защитника Фаттакова Н.К., учтены не были, при том, что судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Оставляя без изменения постановление должностного лица о назначении административного наказания, судья не установил и в решении не привел фактов конкретных нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований, при временном размещении учреждением отходов в металлических контейнерах с целью их дальнейшей передачи специализированным организациям.
Таким образом, вывод о том, что директором Овсяник И.О. совершено бездействие, образующее состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обоснованным.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения суда первой инстанции по результатам рассмотрения жалобы, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренного статьей 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора автономного округа по региональному государственному экологическому надзору в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа N 307 от 17 июля 2013 года, решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 8 октября 2013 г., вынесенные в отношении должностного лица - Овсяник И.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с отсутствием в действиях Овсяник И.О. состава административного правонарушения).
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу защитника Фаттакова Н.Х. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора автономного округа по региональному государственному экологическому надзору в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа N 307 от 17 июля 2013 года и решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 октября 2013 года, вынесенные в отношении директора МАОУ "Гимназия N1" - Овсяник И.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись
Копия верна: Судья суда ЯНАО Н.Г. Ощепков
Копия верна: Секретарь суда Н.Н. Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.