Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Ощепкова Н.Г., Атрошкиной В.Т.
при секретаре Лоскутове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Салехарда Пропащева Е.В. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2013 года, которым постановлено:
Признать молодую семью Брухан самостоятельной семьей, ведущей отдельное хозяйство от семьи Гербель И.Б..
Признать решение администрации муниципального образования город Салехард об отказе в признании молодой семьи Брухан участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" для получения социальной выплаты незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования город Салехард включить молодую семью Брухан в Список участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года с момента подачи заявления, то есть с 25 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения Брухан И.А., Гербель И.Б., возражавших против апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Брухан И.А. обратился в суд с иском к администрации города Салехарда о признании его семьи ведущей отдельное хозяйство, об оспаривании решения, которым отказано в признании семьи участницей подпрограммы Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе окружной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и возложении обязанности включить семью в систему мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям по данной подпрограмме.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он совместно со своей женой Брухан В.В. обратился к ответчику с заявлением о включении в состав мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям по указанной подпрограмме, в чем им было отказано. Основанием для отказа послужило наличие у матери его жены на праве собственности квартиры, в которой они зарегистрированы по месту жительства и общая площадь которой превышает учетную норму жилья, установленную в городе Салехарде.
С указанным решением он не согласен, поскольку семья с несовершеннолетним ребенком проживает отдельно от матери, общее хозяйство с ней не ведет, регистрация в "адрес" необходима для трудоустройства, получения документов и т.п. Нанимателями или собственниками жилого помещения, равно как членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения они не являются.
Истец Брухан И.А. и его представитель Атарщиков Р.Г. на иске настаивали.
Брухан В.В. иск поддержала.
Гербель И.Б. пояснила, что "адрес" принадлежит ей на праве собственности. Поле вступления её дочери Брухан В.В. в брак, она с мужем стала проживать отдельно, вели раздельное хозяйство, проживали в квартирах по договорам временного найма.
Представитель администрации города Салехарда Пропащев Е.В. против иска возражал, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным. Суду пояснил, что расчет площади осуществлялся с учетом принадлежащей матери Брухан В.В. квартиры, в которой зарегистрирована семья по месту жительства. Поскольку на каждого члена семьи приходилось 16,1 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную в городе Салехарде, то семье было отказано в признании их нуждающимися в жилых помещениях.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе представитель администрации города Салехарда Пропащев Е.В. просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, ранее приведенные в суде первой инстанции и отсутствие допустимых доказательств, подтверждающих проживание Брухан в другом жилом помещении.
В возражениях относительно апелляционной жалобы, Брухан И.А. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Брухан В.В., представитель администрации города Салехарда, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, поддержанные Брухан И.А., Гербель И.Б., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2010 года N 383-П, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа 27 декабря 2010 года утвердило Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе.
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в жилых помещениях; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в жилых помещениях понимаются: молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1.5. Порядка).
Судом установлено, что Брухан И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его жена Брухан В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и их малолетняя дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются молодой семьей в контексте подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе".
27 июля 2013 года семья Брухан обратилась в администрацию города Салехарда с заявлением о включении в состав мероприятий по предоставлению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО", в чем им было отказано по мотиву наличия у матери Брухан В.В. - Гербель И.Б. на праве собственности "адрес", общая площадь которой превышает учетную норму жилья, установленную в городе Салехарде, на 3 членов семьи, то есть в связи с отсутствием нуждаемости в жилье.
Вместе с тем, согласно части 1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Анализируя указанную норму, суд пришел к правильному выводу о том, что членами семьи собственника жилого помещения являются дети, а также другие родственники, в том числе внуки, при наличии двух условий в совокупности, если они проживают совместно с собственником жилого помещения и ведут с ним общее хозяйство.
Принимая во внимание объяснение сторон, суд первой инстанции установил, что семья Брухан в "адрес" не вселялась, в ней не проживает, совместного хозяйства с Гербель И.Б. не ведет, соответственно, они не могут быть признаны членами семьи собственника жилого помещения в целях определения учетной нормы жилого помещения для признания нуждающимися.
Более того, из материалов дела следует, что "адрес" была приобретена Гербель И.Б. 31 декабря 2010 года, то есть после того как её дочь зарегистрировала брак с Брухан И.А. (20 сентября 2008 года), соответственно, у семьи Брухан отсутствуют имущественные права и обязательства в отношении указанного жилого помещения и она не может считаться обеспеченной жилой площадью лишь на том основании, что матери Брухан В.В. - Гербель И.Б. принадлежит указанный объект.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья суда ЯНАО И.В.Наумов
Ведущий специалист Н.Н.Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.