Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Чербаевой Л.В.
судей Баранова В.В., Ледовских И.В.
с участием прокурора Гущиной А.А.
при секретаре Замотаевой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 16 октября 2013 года дело по заявлению Козловой Н.В. о признании незаконным постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от 16 августа 2012 года N 3344
по апелляционному представлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области, апелляционной жалобе Управления лесами Тамбовской области, апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 15 июля 2013 года,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На основании пункта 1 постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от 29 декабря 1995 года N4140 "О передаче населенных пунктов пос. СПТУ-10, пос. Тамбовский лесхоз, пос. Березка в ведение администрации Новолядинской волости" с учетом согласия Тамбовского лесхоза из состава земель гослесфонда был изъят земельный участок площадью 17 га, находящийся в границах населенного пункта пос. Тамбовский лесхоз, и передан в ведение соответствующего органа местного самоуправления - администрации Новолядинской волости.
16 августа 2012 года постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области N3344 "О внесении изменений в вышеназванное постановление от 29 декабря 1995 г. N 4140" пункт 1 данного постановления отменен.
28 июня 2013 года Козлова Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от 16 августа 2012 года N 3344, в обоснование заявленных требований указала, что в производстве Тамбовского районного суда находится дело по иску прокурора Тамбовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Тамбовского района об отмене постановления о продаже ей земельного участка и признании недействительным договора купли-продажи. В ходе судебного заседания, состоявшегося 29 мая 2013 года, стало известно о вынесении администрацией Тамбовского района 16 августа 2012 года постановления N 3344, которое она считает незаконным ввиду того, что изменение границ поселений осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов. Ссылаясь на ст. 131 Конституции Российской Федерации, указала, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1), а изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2). На основании постановления администрации Тамбовского района от 29 декабря 1995 г. N 4140 "О передаче населенных пунктов пос. СПТУ-10, пос. Тамбовский лесхоз, пос. Березка в ведение администрации Новолядинской волости" земельные участки были поставлены на кадастровый учет как "земли населенных пунктов". Администрация Тамбовского района на протяжении 17 лет владеет, пользуется и распоряжается земельными участками пос. Тамбовский лесхоз. Кроме того, как следует из представления прокуратуры, в ходе проведения проверки было установлено, что "схемой расположения лесных участков от 1957 года и выпиской из государственного лесного реестра, подтверждается факт выведения земель пос. Тамбовской лесхоз из состава земель лесного фонда". Спорный земельный участок площадью 17 га относятся к землям населенных пунктов, что подтверждается сведениями о постановке его на кадастровый учет и схемой расположения лесных участков. Распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Тамбовского района, соответствует нормам действующего законодательства. В настоящее время в пределах кадастрового квартала гражданам в собственность выделено около 200 земельных участков, а также на территории данного кадастрового квартала находятся жилые дома граждан, оформление земельных участков под которыми в настоящее время произведено.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ТУ Росимущества в Тамбовской области) и Управление лесами Тамбовской области.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 15 июля 2013 года заявление Козловой Н.В. удовлетворено. Постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 16 августа 2012 года N 3344 "О внесении изменений в постановление от 29 декабря 1995 г. N 4140 "О передаче населенных пунктов пос. СПТУ-10, пос. Тамбовский лесхоз, пос. Березка в ведение администрации Новолядинской волости" признано незаконным.
На данное решение суда прокурором Тамбовского района Тамбовской области подано апелляционное представление, в котором поставлен вопрос об отмене судебного постановления как вынесенного с нарушением норм процессуального права. Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, прокурор указывает, что дело по заявлению об оспаривании нормативного правового акта рассмотрено судом без участия прокурора. Кроме того, в нарушение ч. 3 ст. 253 ГПК РФ в решении суда не указано на необходимость опубликования данного решения в печатном издании.
В апелляционной жалобе начальник Управления лесами Тамбовской области просит решение суда отменить, считая его незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права. Ссылаясь на п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ, указывает, что применительно к данному спору изменением границ населённого пункта - посёлок Тамбовский лесхоз можно считать исключительно утверждение или изменение генерального плана городского поселения Новолядинский поссовет, в составе которого находится данный посёлок. Но поскольку к настоящему времени генеральный план Новолядинского поссовета в установленном законом порядке не утверждён, то границы посёлка Тамбовский лесхоз не установлены, и, соответственно, оспариваемым постановлением не могли быть изменены существующие или установлены новые границы посёлка Тамбовский лесхоз. Следовательно, несостоятельными являются выводы суда о том, что оспариваемым постановлением изменены существующие или установлены новые границы посёлка Тамбовский лесхоз и, что принятие данного постановления по смыслу статьи 84 Земельного кодекса РФ требует изменение генерального плана поселения.
Автор жалобы указывает, что оспариваемым постановлением обоснованно отменён пункт 1 постановления администрации Тамбовского района от 29 декабря 1995 N 4140, на основании которого произошло незаконное изъятие администрацией Тамбовского района посёлка Тамбовский лесхоз из состава гослесфонда и постановка на государственный кадастровый учёт земельных участков в кадастровом квартале 68:20:0106001 с установлением категории земель - земли населённых пунктов. Постановление администрации Тамбовского района от 29 декабря 1995 N 4140 было вынесено с нарушением норм, предусмотренных Основами лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993г. N4613-1, Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. N 22-ФЗ, Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006г. N 200-ФЗ, согласно которым - земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В соответствии со статьёй 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993г. N4613-1, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. N 1064, Правилами пользования лесами Тамбовской области, утверждёнными постановлением Тамбовской областной Думы от 21.12.1994г. N99, (действовавших в период принятия постановления от 29.12.1995г. N4140), перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, мог быть осуществлён в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти. Таким образом, по мнению автора жалобы, администрация Тамбовского района не имела предусмотренных законом полномочий на принятие постановления от 29 декабря 1995 N 4140. Постановление от 16 августа 2012 года N3344, в свою очередь, было принято администрацией района в целях приведения правовых актов в соответствии с законодательством Российской Федерации и отменена норма, явившаяся основанием для незаконного изъятия земель лесного фонда на территории Новолядинского поссовета.
Автор жалобы выражает несогласие с выводами суда о том, что постановление от 29.12.1995г. N 4140 не противоречит положениям статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006г. N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации", поскольку данное постановление было принято с нарушением законодательства Российской Федерации, и последовавший на основании данного постановления перевод земель лесного фонда в земли населённых пунктов также осуществлён с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 21.12.2004г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Указывает на пропуск заявителем трехмесячного срока на обращение с настоящим заявлением в суд, ссылаясь на то, что с заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления Козлова Н.В. обратилась 27 июня 2013 года, тогда как в ходе рассмотрения дела не были представлены доказательства, что ей стало известно о наличии оспариваемого постановления, его содержании, о нарушениях её прав и свобод именно 29 мая 2013 года. Суд первой инстанции пришел к выводу, что срок для обращения Козловой Н.В. с заявлением в суд следует исчислять с 29 мая 2013 года, исключительно основываясь на пояснениях заявителя и её представителя, фактически поверив им на слово, тогда как заявитель вместе с представителем участвовала и продолжает участвовать в качестве ответчика в рассмотрении Тамбовским районным судом дела N2-126/2013 по иску прокуратуры Тамбовского района к администрации Тамбовского района об отмене постановления о продаже Козловой Н.В. земельного участка, признании договора купли-продажи недействительным, отмене свидетельства о праве собственности на участок. По существу данного спора было проведено 4 судебных заседания и среди документов, приложенных прокуратурой района к поданному в суд исковому заявлению, имело место представление прокурора района от 17.08.2012г. N 806 ж-2012, направленное в адрес администрации Тамбовского района, об устранении нарушений земельного законодательства, содержащее информацию о принятии оспариваемого постановления.
На указанное решение суда также подана апелляционная жалоба Территориальным управлением Росимущества в Тамбовской области, в которой руководитель Управления ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Козловой Н.В. требований. В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и как следствие неправильно применены нормы материального права. Автор жалобы ссылается на то, что пункт 1 постановления администрации Тамбовского района N 4140 от 29.12.1995 г. был принят с нарушением действовавшего на тот период времени законодательства, а именно: Лесного кодекса РСФСР от 01.01.1979 г., ст. 16 Закона СССР от 17.06.1977 г. "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и Союзных Республик", ст. 22 Основ лесного законодательства РФ N4613-1 от 06.03.1993 г., Постановления Правительства РФ N 1064 от 23.10.1993 г., ст. 11 Постановления Тамбовской областной Думы от 23.10.1993г., ст. 11 Постановления Тамбовской областной Думы от 21.12.1994г. N99. До настоящего времени существует двойной учет земельного участка в кадастром квартале 68:20:0106001: в государственном лесном реестре, в Управлении Росреестра по Тамбовской области, Филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области он отнесен к категории земель "земли лесного фонда" и указан как собственность Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, в то же время в Управлении Росреестра по Тамбовской области, Филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области указанный земельный участок числится с категорией "земли населенных пунктов" и обозначен как собственность Тамбовского района. По остальным доводам жалоба аналогична апелляционной жалобе, поданной Управлением лесами Тамбовской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с разъяснениями, указанными в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 16 августа 2012 года N 3344 отменен пункт 1 постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от 29 декабря 1995 года N4140 "О передаче населенных пунктов пос. СПТУ-10, пос. Тамбовский лесхоз, пос. Березка в ведение администрации Новолядинской волости", согласно которого из состава земель гослесфонда был изъят земельный участок площадью 17 га, находящийся в границах населенного пункта пос. Тамбовский лесхоз, и передан в ведение соответствующего органа местного самоуправления - администрации Новолядинской волости.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с категорией "земли населенных пунктов" и ему присвоен кадастровый номер 68:20:0106001.
По состоянию на февраль 2012 года в кадастровом квартале 68:20:0106001 выделено гражданам для ведения личного подсобного хозяйства 158 земельных участков.
Козлова Н.В. является собственником земельного участка площадью *** кв.м., входящего в состав земельного участка, в отношении которого принято оспариваемое постановление.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отмена пункта 1 постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от 29 декабря 1995 года N4140 влечет перевод спорного земельного участка из категории "земли населенных пунктов" в категорию "земли лесного фонда", при этом соответственно изменяются существующие и устанавливаются новые границы Новолядинского поссовета, в состав которого, в числе прочих входит поселок Тамбовский лесхоз.
В соответствии со ст. 3 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 г. N 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области" поссовет - административно-территориальное образование, составляющее единую территорию и объединяющее в своих границах рабочий поселок или рабочий поселок и один или несколько связанных с ним географически и экономически сельских населенных пунктов. Границы поссоветов не должны пересекать границ районов.
Согласно ст. 13 названного Закона Тамбовской области установление и изменение границ районов, в том числе передача рабочих, курортных, дачных поселков, сельсоветов (поссоветов) из одного района в другой, а также установление и изменение границ сельсоветов, в том числе передача населенных пунктов из одного сельсовета в другой, производятся Тамбовской областной Думой по представлениям соответствующих районных представительных органов, согласованным с исполнительными органами местного самоуправления и администрацией области.
Для рассмотрения вопроса об установлении и изменении границ районов, сельсоветов (поссоветов) в областную Думу представляются следующие документы:
а) решения соответствующих районных представительных органов;
б) решения соответствующих сельских (поселковых) представительных органов;
в) решения местных референдумов, сельсоветов (поссоветов), передаваемых из одного района в другой, решения общих собраний (сходов) граждан населенных пунктов, передаваемых из одного сельсовета (поссовета) в другой;
г) объяснительные записки к решениям районных представительных органов, содержащие обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения о размере передаваемой (принимаемой) территории, перечень населенных пунктов, расположенных на ней, сведения о числе населения в каждом населенном пункте, наличии в них предприятий и социально-культурных учреждений, об основных землепользователях, состоянии путей сообщения и расстоянии от населенных пунктов до центра сельсовета (поссовета);
д) состав представительных органов местного самоуправления;
е) выкопировка из карты территории районов, сельсоветов до и после изменения границ.
Учитывая изложенные обстоятельства и данные положения закона, оспариваемое постановление и.о. главы Тамбовского района Тамбовской области принято неуполномоченным на то должностным лицом, при этом не был соблюден порядок принятия данного решения, установленный Законом Тамбовской области от 21.06.1996 г. N 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области".
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает возможным отметить следующее.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31 декабря 2014 года, для обеспечения использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства не позднее 31 декабря 2016 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Для обеспечения использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящегося в федеральной собственности земельного участка Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства направляет заявление о включении такого земельного участка в границы населенного пункта либо о его исключении из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования такого земельного участка в соответствующие органы местного самоуправления в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Судом первой инстанции установлено, что принятию оспариваемого постановления не предшествовало утверждение генерального плана Новолядинского поссовета, его обсуждение на публичных слушаниях по вопросу исключения спорного земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении его вида разрешенного использования.
С учетом данных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о несоблюдении администрацией Тамбовского района порядка принятия оспариваемого постановления, требования к которому установлены действующим градостроительным законодательством Российской Федерации.
При таком положении судом правомерно признано незаконным постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 16 августа 2012 года N 3344 "О внесении изменений в постановление от 29 декабря 1995 г. N 4140 "О передаче населенных пунктов пос. СПТУ-10, пос. Тамбовский лесхоз, пос. Березка в ведение администрации Новолядинской волости".
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с изменениями и дополнениями) разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
С учетом данного разъяснения, суд апелляционной инстанции полагает, что поскольку оспариваемое постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области издано с нарушением установленного законом порядка, в нем отсутствуют правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, заявление Козловой Н.В. правомерно рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 25 ГПК РФ без участия прокурора.
Доводы апелляционных жалоб Управления лесами Тамбовской области и ТУ Росимущества в Тамбовской области о пропуске заявителем срока обращения в суд, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который обоснованно пришел к правильному выводу о том, что Козлова Н.В. обратилась в суд с заявлением в установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок. Оснований для переоценки правильных выводов суда по данному доводу у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Р
ешение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 15 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционное
представление прокурора Тамбовского района Тамбовской области, апелляционную жалобу Управления лесами Тамбовской области, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.