Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Белоусовой В.Б.,
Судей: Бучневой О.А., Рожковой Т.В.
При секретаре: Рябчиковой Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2013 года апелляционную жалобу представителя Местюковой О.В. Никитина А.В. на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 25 июля 2013 года по гражданскому делу по иску Местюковой О.В. к МУП "Теплоресурсы", ООО "СервисКомп", ФГУП "Мичуринский экспериментальный завод" РАСХН о взыскании суммы неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи
Белоусовой В.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Местюковой О.В. на праве собственности принадлежит квартира ***. Общая площадь 53,7 кв.м., право собственности истицы на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке.
Компанией, управляющей домом ***, является ООО "СервисКомп". 25 декабря 2008 года ООО "СервисКомп" заключила агентский договор с МУП "Теплоресурсы" о совершении в интересах принципала действий по абонентскому обслуживанию и сбору платежей за коммунальные услуги населению (холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, вывоз бытовых отходов) по жилым домам, перечень с указанием адресов которых приведен в Приложении к договору, в том числе и в отношении собственников
При этом Местюкова О.В. в период с сентября 2009 года по июль 2012 года за отопление жилого помещения - указанной квартиры оплатила *** коп на основании квитанций, предоставленных ей МУП "Теплоресурсы". Тариф на отопление жилого помещения был указан в квитанциях исходя из тарифа, установленного администрацией города Мичуринска постановлениями от 29 декабря 2009 года N 2846 на 2009 год и от 30 декабря 2010 года N 2999 соответственно на 2010 и 2011 годы.
Полагая, что МУП "Теплоресурсы" незаконно взимает плату за отопление квартиры в повышенном размере, отличном от законного, рассчитываемого на основании установленного уполномоченным органом субъекта федерации тарифа, Местюкова О.В. обратилась к мировому судье судебного участка N 3 города Мичуринска с иском к МУП "Теплоресурсы" о взыскании суммы *** руб. неосновательного обогащения, предоставив расчет суммы иска.
Определением мирового судьи судебного участка N 4 города Мичуринска от 26 марта 2013 года гражданское дело направлено в Мичуринский городской суд для рассмотрения по подсудности.
Судом к участию в деле исходя из характера спорных правоотношений привлечены в качестве соответчиков ООО "СервисКомп", ФГУП "Мичуринский экспериментальный завод" РАСХН.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 25 июля 2013 года Местюковой О.В. отказано в удовлетворении исковых требований.
В жалобе представитель истицы Никитин А.В. просит решение отменить, указав, что суду первой инстанции необходимо было выяснить правомерность применения ответчиком тарифа за отопление и горячее водоснабжение, утвержденного органом местного самоуправления, обоснованно ли применялся такой тариф, повлекло ли его применение возникновение убытков у нее и неосновательное приобретение за ее счет денежных средств ответчиком, но этого сделано не было.
Остальные доводы жалобы алогичны исковым требованиям.
В возражениях на жалобу МУП "Теплоресурсы" просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Местюкова О.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, надлежащим образом извещена, своего представителя в суд не направила.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Гурееву Е.Г., представителя МУП "Теплоресурсы", считавшей решение законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
На уровне Российской Федерации правоотношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также с определением полномочий органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее -Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ приведены основные понятия, используемые в целях применения этого закона.
При этом в п. 23 указанной статьи отмечено, что тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с п.п.19 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также - орган регулирования) - уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Регулирование тарифа на тепловую энергию на 2009, 2010, 2011 годы осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказами Федеральной службы по Тарифам от 06.08.2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", макроэкономическими показателями, одобренными Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что на территории г.Мичуринска Тамбовской области теплоснабжающей организацией для потребителей -собственников жилого *** в 2009г., 2010г., 2011 году являлось ФГУП "Мичуринский экспериментальный завод" РАСХН, в 2012 году- ОАО "Тамбовская сетевая компания".
Ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ
"О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период отношений) также предусматривалось, что регулирование тарифов на тепловую энергию производится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта федерации в сфере регулирования тарифов. При этом закон от 14 апреля 1995 г.N41-ФЗ"О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в ст. 6 устанавливал возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования посредствам издания соответствующего закона субъектом Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что такой закон не принимался в отношении регулирования тарифов в г. Мичуринске, что не оспаривается сторонами.
Комитетом по государственному регулированию тарифов области (орган исполнительной власти по тарифам в Тамбовской области) установлены тарифы ФГУП "Мичуринский экспериментальный завод" РАСХН на тепловую энергию: на 2009 г. - приказом комитета от 14.04.2009г. N 16-т; на 2010, 2011 годы приказом комитета от 11.12.2009г. N 132-т; приказом Управления от 14.11.2012г. N 114-т установлены тарифы для ОАО "Тамбовская сетевая компания".
С учетом представленных материалов по делу, судом первой инстанции установлено, что уполномоченным в области регулирования тарифов - комитетом по регулированию тарифов Тамбовской области, в спорные периоды и с 2011г. по настоящее время - Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области, не передавались администрации города Мичуринска полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию для ФГУП "Мичуринский экспериментальный завод" РАСХН на 2010-2011 и 2012 годы.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 и плата за отопление рассчитывается с учетом установленных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг.
Управляющей компанией многоквартирного жилого дома, где проживает истец, является ООО "СервисКомп". Управляющая компания предоставляет коммунальные услуги, в том числе услуги по отоплению. В связи с чем, обязано как приобретать ресурсы по установленным тарифам, так и в соответствии с тарифами перечислять платежи за коммунальные услуги за граждан снабжающей организации
ООО "СервисКомп" заключило с МУП "Теплоресурсы" агентский договор N 66 от 25.12.2008г., согласно которому агент - МУП "Теплоресурсы" осуществляет определенные договором действия - сбор платежей, в том числе и за отопление с граждан. При этом установление тарифов и расчет тарифов на тепловую энергию договором не предусмотрено.
Согласно ч. 1, 2 ст.1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
По условиям указанного выше агентского договора сторонами оговорено, что агент выступает от своего имени, но за счет принципала и выполняет действия по сбору платежей с граждан согласно п. 2.1.10, после аккумуляции средств на счете агента, распределяет ее путем подекадного перечисления на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций - согласно установленным тарифам, и на расчетный счет агента - в размере процентов, установленных договором.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении исковых требований к МУП "Теплоресурсы", исходил из того, что требования заявлялись и поддерживались только к ответчику МУП "Теплоресурсы", истец считает незаконной деятельность учреждения по взиманию платежей за тепловую энергию по тарифам, установленным постановлением администрации г. Мичуринска ( ст. 196 ГПК РФ); что МУП "Теплоресурсы" не наделено полномочиями и не устанавливало тарифы на отопление жилых помещений, в том числе и помещения ответчика, взимало платежи за отопление в соответствии действующими тарифами, установленными постановлениями администрации г. Мичуринска, и в соответствии с порядком, установленном администрацией города Мичуринска, то есть действуя как муниципальное предприятие и агент по договору с управляющей компанией, самостоятельно не нарушало права истца по оплате коммунальных платежей в установленных комитетом по регулированию тарифов Тамбовской области, и Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области; не получило неосновательное обогащение, так как полученные денежные средства перечислялись в установленном администрацией города Мичуринска порядке для оплаты за тепловую энергию, кроме того.
По факту принятия администрацией города Мичуринска незаконного постановления об установлении единого (средневзвешенного) тарифа на тепловую энергию на 2011 год, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ ( письмо СУ СК России по Тамбовской области от 15.07.2013г. л.д. 187); расследование по уголовному делу не окончено, на день рассмотрения гражданского дела постановление администрации города Мичуринска от 30.12.2010г. N 299 " О тарифах на тепловую энергию" на 2011 год не оспорено и не отменено, как не оспариваются и действия должностных лиц администрации города Мичуринска по принятию указанного постановления.
По изложенным обстоятельствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценке выводов суда первой инстанции.
Выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на действующем и приведенном в решении суда законодательстве, и не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые по своему содержанию аналогичны основаниям исковых требований, рассмотренных судом, которым в решении суда с учетом положений ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии с ч. 4 ст.330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, допущено не было.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Местюковой О.В. Никитина А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.