Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу представителя ООО "ЖилТехСервис" Старикова А.А. постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 июня 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
29 мая 2013 года специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в отношении ООО "ЖилТехСервис" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, из которого следует, что 24 мая 2013 года в 10 час. 40 мин. было установлено, что мусороприемная камера жилого дома N 20 по ул. Чичерина г. Тамбова не оборудована водопроводом и канализацией; емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора опорожняются и вывозятся не ежедневно, а три раза в неделю согласно заключенного с ООО "ТЭКО-Сервис" договора N 12/8021/Ом от 01 августа 2012 года. Кроме того, мусоропровод данного дома полностью неисправен по причине наличия дыры в стволе мусоропровода на лестничной площадке между 7-8 этажами. В результате проведения зоологического обследования на наличие грызунов от 29 мая 2013 года установлено наличие многочисленных дыр, проделанных грызунами в мусоропроводных камерах, выходящих в подвальное помещение, а также наличие многочисленных нор крыс с наружной стороны дома, в подвальном помещении отмечено скопление трупов крыс различной степени разложения разных возрастных групп, кроме того, подвальное помещение жилого дома загрязнено мусором.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 июня 2013 года ООО "ЖилТехСервис" признано виновным в совершении указанного административного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Судья районного суда посчитал доказанной вину данного юридического лица в нарушении законодательства, регламентирующего надлежащее содержание объектов жилого фонда, в частности СанПиН 2.1.2.2645-10 и СанПиН 42-128-4690-88, в связи с выявлением многочисленных дыр, проделанных грызунами в мусоропроводных камерах, выходящих в подвальное помещение, многочисленных нор крыс с наружной стороны дома, а также тем обстоятельством, что в подвальном помещении отмечено скопление трупов крыс различной степени разложения разных возрастных групп, кроме того, подвальное помещение жилого дома загрязнено мусором. Иные нарушения законодательства, вменяемые в вину ООО "ЖилТехСервис", суд нашел не доказанными.
В жалобе в вышестоящий суд представитель ООО "ЖилТехСервис" Стариков А.А., действующий по доверенности, просит данное постановление отменить, считая его незаконным. Полагает, что в действиях ООО "ЖилТехСервис" отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку в деле нет надлежащих доказательств, подтверждающих вину Общества. Считает не соответствующими обстоятельствам дела выводы суда о том, что в подвальном помещении жилого дома N 20 по ул. Чичерина в г. Тамбове выявлены многочисленные дыры, проделанные грызунами, и имеются грызуны различной степени разложения. Указывает, что протоколом осмотра от 24 мая 2013 года факта наличия дыр, проделанных грызунами, не был установлен. Ссылается на то, что ООО "ЖилТехСервис" в полном объеме исполняет договор управления многоквартирным жилым домом и наличие трупов грызунов свидетельствует о том, что Обществом предпринимались все возможные меры по надлежащему содержанию жилого фонда, а именно после зимнего периода была проведена дератизация подвального помещения. В материалах дела имеется определение о назначении экспертизы в ЦБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области", однако заключение эксперта отсутствует.
Указывает, что согласно договора управления, заключенного между ООО "ЖилТехСервис" и собственниками жилого дома N 20 по ул. Чичерина г. Тамбова, в состав платежей граждан по строке техническое обслуживание не входит плата за текущий, капитальный ремонт общего имущества жилого дома и ремонт подвального помещения, это плата только за обслуживание в объемах, указанных в приложении в договору управления домом. Учитывая, что собственники помещений в названном доме не оплачивают Обществу работы по ремонту, то соответственно такие работы по устранению дыр, проделанных грызунами, не подлежат выполнению со стороны управляющей организации. При этом представитель ООО "ЖилТехСервис" в обоснование своей позиции ссылается на разъяснения Министерства регионального развития, данные в информационном письме от 14 октября 2008 года N 26084-СК/14.
ООО "ЖилТехСервис" просит восстановить срок на подачу данной жалобы, ссылаясь на то, что копия постановления судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 28 июня 2013 года получена только 03 октября 2013 года.
Рассматривая ходатайство о восстановлении срока обжалования, прихожу к выводу, что в рассматриваемом случае представителем юридического лица не пропущен срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что копия обжалуемого постановления судьи от 28 июня 2013 года получена представителем ООО "ЖилТехСервис" 02 октября 2013 года (л.д. 103-104), а жалоба подана в суд 10 октября 2013 года, то есть в установленный законом десятидневный срок.
Представитель ООО "ЖилТехСервис" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, об отложении слушания дела не просил.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области Тураева В.И., считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в виде наложения административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖилТехСервис" осуществляет управление жилым домом N 20 по ул. Чичерина в г. Тамбове на основании договора управления многоквартирным домом от 01 декабря 2012 года N 154, следовательно, отвечает за благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно подпункту "г" пункта 11 названных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числеуборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулировано Федеральным законом от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Понятие санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий дано в ст. 1 названного закона - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п.1 ст. 24 данного Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 39 названного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п.9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 предусмотрено, что при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
При эксплуатации жилых помещений требуется: своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация) (п.9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Проверка законности и обоснованности постановления судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 июня 2013 года показала, что выводы судьи основаны на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Основанием привлечения ООО "ЖилТехСервис" к административной ответственности явилось выявление факта наличия в мусороприемных камерах дыр, проделанных грызунами, и входящих в подвальное помещение дома; скопление трупов крыс различной степени разложения разных возрастных групп в подвальном помещении и загрязнение его мусором.
Общество "ЖилТехСервис", осуществляя управление многоквартирным жилым домом N 20 по ул. Чичерина г. Тамбова и содержание общего имущество данного дома, нарушило санитарно-эпидемиологические требования при эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствует заключение экспертизы, назначенной в ЦБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области", не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления судьи, поскольку факт несоблюдения ООО "ЖилТехСервис" п. 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 подтверждается протоколом осмотра от 24 мая 2013 года, в ходе которого было выявлено и зафиксировано, что в подвале многоквартирного жилого дома N 20 по ул. Чичерина г. Тамбова отмечено скопление трупов крыс различной степени разложения, незначительное загрязнение мусором (металлические банки, ветошь и пр.)
Данный осмотр проведен должностным лицом Управления Роспотребнадзора в присутствии представителя ООО "ЖилТехСервис" и понятых. В соответствии с ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ протокол осмотра подписан составившим его должностным лицом и понятыми, которыми тем самым подтвержден факт совершения процессуального действия и достоверность фиксации его результатов. Копия протокола вручена представителю ООО "ЖилТехСервис". Достоверность зафиксированных в протоколе осмотра фактических обстоятельств заявителем не опровергнута.
Ввиду изложенного протокол осмотра от 24 мая 2013 года является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении и доказывает вину Общества во вменяемом ему правонарушении.
Ссылка в жалобе о том, что Общество "ЖилТехСервис" со своей стороны приняло все предусмотренные договором по управлению домом меры по дератизации, нахожу безосновательными, поскольку протоколом осмотра установлено скопление трупов грызунов в подвальном помещении дома, что свидетельствует о том, что Обществом не проводились надлежащие мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания по уничтожению грызунов. Тогда как согласно приложению к договору управления многоквартирным домом Общество приняло на себя обязательства проводить дезинсекцию по мере необходимости, а также очистку и дезинфекцию камер мусоропровода.
Кроме того, как верно отмечено судьей районного суда, на основании п. 2 раздела "Б" профилактических мероприятий по окончанию работ по проведению дератизации, оговоренных в приложении N 2 к договору подряда на проведение работ по дератизации N 90 от 01 января 2013 года, ООО "ЖилТехСервис", как организация осуществляющая управление многоквартирным жилым домом и содержание общего имущество дома, в качестве профилактических мер обязано тщательно и регулярно проводить уборку всех помещений жилого дома и прилегающей к нему территории, вовремя вывозить мусор, регулярно заделывать в стенах и фундаменте здания трещины, устранять дефекты механических вводов и т.д.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке уже оцененных судом доказательств, правовых оснований для которой не имеется, и они не влияют на правильность выводов суда о виновности ООО "ЖилТехСервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, являющихся основаниями для отмены постановленного судебного акта, по делу не допущено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 28 июня 2013 года оставить без изменения, жалобу представителя ООО "ЖилТехСервис" Старикова А.А. - без удовлетворения.
Судья: В.В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.