Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобы Маргаряна С.С. и его защитника Шайсиповой В.А. на постановление судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 05 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
04 ноября 2013 года участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Тамбовскому району Тамбовской области в отношении Маргаряна С.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому Маргарян С.С., являясь гражданином Республики ***, допустил нарушение режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации, что является нарушением Федерального закона N 114-ФЗ от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Постановлением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 05 ноября 2013 года Маргарян С.С. признан виновным в совершении вышеуказанного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием в спецприемнике УМВД России по г. Тамбову до исполнения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ.
В жалобах в вышестоящий суд Маргарян С.С. и его защитник Шайсипова В.А. просят изменить данное постановление, дополнив его указанием на строго определенный срок нахождения иностранного гражданина в условиях лишения свободы (указать дату и время суток), а также применить административное выдворение в форме самостоятельного контролируемого выезда, поскольку Маргарян С.С. располагает материальной возможностью приобрести билет на поезд в Республику ***, кроме того, выехать более дешевым способом. Считают, что срок исполнения постановления об административном выдворении слишком длительный, судебным решением этот срок не установлен, и не подлежит судебному контролю. Эти обстоятельства нарушат конституционные права Маргаряна С.С.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, поддержанные авторами жалоб, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно ч. 1 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающие право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт совершения Маргаряном С.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 04.11.2013 г. (л.д. 2), письменными объяснениями Маргаряна С.С. (л.д. 3), копией паспорта гражданина Республики Армения Маргаряна С.С. (л.д. 4).
Поскольку из материалов дела следует, что Маргарян С.С. находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, его действия правильно квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Считаю, что судья обоснованно пришел к выводу о необходимости выдворения Маргаряна С.С. за пределы Российской Федерации, поскольку санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Выводы о совершении Маргаряном С.С. указанного административного правонарушения сделаны судьей районного суда в результате исследования и оценки имеющихся доказательств. Вина в совершении правонарушения не оспаривается самим Маргаряном С.С.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 3.10 КоАП РФ выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Учитывая приведенные положения законодательства, и принимая во внимание, что Маргарян С.С. не имеет денежных средств для самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, о чем он сообщил при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела, не имеет на территории Российской Федерации определенного места жительства, судья районного суда правомерно определил форму административного выдворения иностранного гражданина в виде принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации
Решение вопроса о содержании Маргаряна С.С. в спецприемнике УМВД России по г. Тамбову до исполнения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не находится в противоречии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 года) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также с ч. 1.2 ст. 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции" (в редакции Федеральных законов от 6 декабря 2011 года N410-ФЗ, от 25 июня 2012 года N88-ФЗ, от 3 декабря 2012 года N244-ФЗ), в соответствии с которыми иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации. До создания в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и введения в эксплуатацию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, полиция продолжает исполнять обязанности по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специально отведенных помещениях органов внутренних дел, но не позднее 1 января 2014 года.
Вместе с этим, считаю необходимым учесть правовые позиции Конституционного Суда РФ, высказанные в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гуфура" со ссылкой на Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 года, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. В Постановлении указано на следующее. Из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права.
В связи с изложенным, следует установить судебный контроль за правомерностью пребывания Маргаряна С.С. в спецприемнике УМВД России по городу Тамбову путем определения срока такого пребывания до 05 декабря 2013 года.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 5 ноября 2013 года дополнить указанием на установление срока содержания Маргаряна С.С. в спецприемнике УМВД России по городу Тамбову до 05 декабря 2013 года.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобы Маргаряна С.С. и его защитника Шайсиповой В.А. - без удовлетворения.
Судья: В.В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.