Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу защитника Мадояна И.М. - адвоката Даврешяна А.Т. на постановление судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 25 октября 2013 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
24 октября 2013 года участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Тамбовскому району Тамбовской области в отношении Мадояна И.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которому Мадоян И.М., являясь лицом без гражданства, допустил нарушение режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право пребывания на территории Российской Федерации, что является нарушением Федерального закона N114-ФЗ от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Постановлением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 25 октября 2013 года Мадоян И.М. признан виновным в совершении вышеуказанного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в принудительном порядке с содержанием в спецприемнике при УМВД России по г. Тамбову до 25 ноября 2013 года.
В жалобе в вышестоящий суд защитник Мадояна И.М. - Даврешян А.Т. просит данное постановление судьи отменить. Указывает, что судом в постановлении не применены мотивы назначения Мадояну И.М. дополнительного наказания в виде выдворения за пределы РФ. Считает, что судом была нарушена ст. 8 Конвенции о защите прав человека от 04 ноября 1950 года на уважение личной и семейной жизни, ссылаясь на то, что на территории Российской Федерации в настоящее время проживают родители Мадояна И.М., у которых имеются законные основания для такого проживания. Мадоян И.М. проживает в гражданском браке с гражданкой РФ К.А.М ... Официальный брак они оформить не могут в связи с тем, что у Мадояна И.М. нет документов, удостоверяющих его личность. Суд данные обстоятельства не проверил, проигнорировал, тем самым не учел интересы членов его семьи, фактически оставив ребенка без отца, который принимает участие в его воспитании. Полагает, что в данной ситуаци суд мог ограничиться наказанием в виде административного штрафа без выдворения за пределы РФ.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно ч. 1 ст. 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, выехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт совершения лицом без гражданства Мадояном И.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 24.10.2013 г., письменными объяснениями Мадояна И.М., рапортом участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Тамбовскому району Тамбовской области от 24.10.2013 г.
Поскольку из материалов дела следует, что лицо без гражданства Мадоян И.М. находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, его действия правильно квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Между тем, при вынесении постановления о назначении Мадояну И.М. административного наказания судьёй районного суда в нарушение требований ст.ст. 24.1 и. 26.1 КоАП РФ, указанные в ч. 2 ст. 4.1 данного Кодекса обстоятельства, учтены не были.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 4 ноября 1950г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
По утверждению Мадояна И.М. на территории Российской Федерации проживают его родители: отец Мадоян М.Р., мать Рашоян З.Н., у которых имеется вид на жительство в Российской Федерации.
Материалами дела эти обстоятельства не опровергаются.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля К.А.М. пояснила, что она находится в фактических брачных отношениях с Мадояном И.М., от которых у них имеется сын Косенков Т.И. *** года рождения, факт рождения которого подтвержден свидетельством о рождении от *** года (л.д. 24).
В соответствии с
п. 2 ст. 27
Федерального закона от 15 августа 1996г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьёзного вмешательства со стороны государства в осуществление права Мадоян И.М. на уважение семейной жизни.
Санкция ч.1.1. ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999г. N11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008г. N8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинён в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершённому преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013г. N4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в
Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П,
от 27 мая 2008 г. N 8-П
, от 13 июля 2010 г. N 15-П
, от 17 января 2013 г. N 1-П
и др.).
С учётом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Мадояну И.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П
и от
14 февраля 2013 г. N 4-П
правовую позицию о возможности с учётом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Тамбовского районного судаТамбовской области от 25 октября 2013года подлежит изменению путём исключения из него указания на назначение Мадояну И.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тамбовского районного судаТамбовской области от 25 октября 2013года изменить: исключить указание на назначение Мадояну И.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Мадояна И.М. освободить из спецприемника УМВД России по г. Тамбову немедленно.
Судья: В.В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.