Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Синяковой Т.П.,
судей: Уваровой В.В., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Коваленко О. В. о признании незаконным решения Администрации Кировского района г.Томска и возложении обязанности в течение определенного судом срока включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
по апелляционной жалобе заявителя Коваленко О. В. на решение Кировского районного суда г.Томска от 16 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., объяснения заявителя Коваленко О.В., поддержавшей доводы жалобы, представителей заинтересованного лица администрации Кировского района г. Томска Зубановой А.А. (доверенность N 02-40/1314 от 24.07.2013), Васильевой А.А. (доверенность N 02-40/110 от 25.01.2013), возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коваленко О.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Кировского района г.Томска об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и возложении обязанности в течении определенного судом срока включить ее в указанный список.
В обоснование заявленных требований указала, что она /__/ года рождения. С 1998 года является круглой сиротой, так как мама умерла в 1994 году, отец в 1998, бабушка в 2000 году. До 2000 года она проживала в /__/ с бабушкой. Жилое помещение за ней не закреплялось. В 2000 году поступила в /__/ и переехала на постоянное место жительства в /__/. По окончании техникума в 2005 году и по настоящее время она проживает в /__/, а с 01.11.2009 в Кировском районе по адресу: /__/. В соответствии с изменениями в действующем законодательстве, вступившими в силу с 01.01.2013, жилые помещения предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства. На основании данного факта ею был собран пакет документов и предоставлен в администрацию Кировского района г.Томска для включения в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако администрацией Кировского района г. Томска во включении в данный список ей было отказано в связи с тем, что ее возраст превышает 23 года. В защиту своих жилищных прав просит признать незаконным решение администрации Кировского района г.Томска и возложить обязанность в течение определенного судом срока включить ее в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании заявитель Коваленко О.В. требование поддержала.
Представитель заинтересованного лица - администрации Кировского района г. Томска Васильева А.И. требования не признала, указав, что Коваленко О.В. на учете как ребенок - сирота не состояла, учтена не была, опека над ней не устанавливалась, и до 2013 года она не обращалась за обеспечением ее жилым помещением, несмотря на то, что установлен заявительный порядок. В настоящее время Коваленко О.В. сиротой признана быть не может, так как включение в список ограничивается возрастом 23 года. Кроме этого, ею не было представлено всего пакета документов, необходимого для включения в список, а именно оригиналов выписки из домовой книги и свидетельства о смерти отца.
Представители заинтересованного лица администрации Томского района Томской области Тараева Ю.С., Каминская Т.С. в судебном заседании пояснили, что Коваленко О.В. на учете в органах опеки и попечительства Томского района как ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, не состояла, опека над ней не устанавливалась, сведений о ней в региональный банк данных не вносились, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не состояла.
Решением Кировского районного суда г.Томска от 16 августа 2013 года в удовлетворении заявления Коваленко О.В. отказано.
В апелляционной жалобе Коваленко О.В. просит решении суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование указывает, что судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Апеллянт указывает, что с 1998 года является сиротой, мама умерла в 1994 году, отец в 1998 году, бабушка в 2000 году. До 2000 года проживала с бабушкой в /__/ с бабушкой. Жилое помещение за истицей не закреплялось, бабушка опекуном не являлась. С 01.09.2000 по 2005 год обучалась в /__/ и была зачислена на полное государственное обеспечение как студент из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается архивной справкой /__/ N543 от 14.08.2013. Основанием для этого явилось предоставление в техникум свидетельства о смерти обоих родителей. Указывает, что на данный момент проживает в /__/ по адресу /__/. В соответствии с изменениями в действующем законодательстве, вступившими в силу с 01.01.2013, жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства. Ссылаясь на ч.7 ст.15 Закона Томской области N28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" указывает, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Таким образом, оснований для отказа в иске у суда не имелось.
В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившегося в суд представителя заинтересованного лица администрации Томского района Томской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных Коваленко О.В. требований.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 1 Закона (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") определены категории лиц, на которые Закон распространяет свое действие: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона (в ред. Закона N 15-ФЗ)с 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 9 ст. 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержатся в ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ (ред. от 12.08.2013) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области".
Исходя из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на предоставление жилого помещения при достижении возраста 23 лет в случае, если они встали (поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также внесены изменения в ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 01.01.2013 исключена из категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 15-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 01.01.2013.
Частью 2 ст. 4 Закона N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, родителями Коваленко О.В., /__/ года рождения, являются З. и К.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что с 03.07.2000 Коваленко О.В. зарегистрирована по месту жительства в /__/ и проживала там с бабушкой.
Мама Коваленко О.В. умерла в 1994 году, отец в 1998 году, бабушка в 2000 году. О смерти не проживающего вместе с ними отца, Коваленко О.В. узнала после 2000 года, а до этого, с 26.06.1994, получала пенсию по случаю потери кормильца (матери).
С 01.09.2000 по 2004 год Коваленко О.В. обучалась в /__/ и была зачислена на полное государственное обеспечение как студент из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из пояснений Коваленко О.В. в суде первой и апелляционной инстанций следует, что основанием для этого явилось предоставление в техникум свидетельств о смерти обоих родителей и справки муниципалитета Томского района в 2004 году.
Из пояснений сторон в судебном заседании, информации Администрации Томского района Томской области, Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 06.08.2013 N 04-17/680, от 08.08.2013 N 2786 следует, что Коваленко О.В. на учете в органах опеки и попечительства Томского района как ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, не состояла, опека над ней не устанавливалась, сведений о ней в региональный банк данных не вносилось, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, она не состояла.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив к возникшим правоотношениям нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Администрация Кировского района г. Томска, действуя в пределах предоставленных ей законом полномочий на законных основаниях отказала заявителю во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент обращения с заявлением о включении в список Коваленко О.В. достигла возраста 23 лет.
Обстоятельства того, что Коваленко О.В. в течение долгого времени предпринимались действия по разрешению данного вопроса, не подтверждают незаконность решения, поскольку установлен факт обращения заявителя в Администрацию по месту жительства только в 2013 году, а устные обращения Коваленко О.В. в органы опеки и попечительства Томского района Томской области были связаны с расселением /__/. Кроме того, установлено, что при подаче заявления Коваленко О.В. не был представлен весь необходимый пакет документов: оригиналов свидетельств о смерти, выписки из похозяйственной книги.
Коваленко О.В. при рассмотрении дела подтвердила, что на учет как нуждающаяся в жилом помещении в установленном порядке она поставлена не была, каких-либо действий, направленных на оформление своих прав как ребенок - сирота не предпринимала.
В 2013 году в возрасте 29 лет Коваленко О.В. впервые обратилась в администрацию Кировского района г. Томска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
04.06.2013 решением комиссии администрации Кировского района г.Томска Коваленко О.В. отказано в постановке на учет, поскольку последняя не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
Таким образом, истец обратилась за реализацией своего права на получение жилого помещения тогда, когда в соответствии с положениями ст. 1 Закона она уже не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста, и, следовательно, не имела права на обеспечение жилым помещением в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона.
По мнению судебной коллегии, не может быть расценено в качестве обстоятельства, объективно препятствовавшего обращению истца за реализацией своего права на предоставление жилого помещения до достижения 23 лет, несвоевременное получение ею документов, подтверждающих смерть отца.
Довод апеллянта о том, что на основании п. 9 ст. 8 Закона за истцом сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что на момент обращения с заявлением она достигла 23-летнего возраста, основан на неправильном толковании норм материального права.
В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о правомерности отказа администрации Кировского района г. Томска включить Коваленко О.В. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, по причине достижения заявителем возраста свыше 23 лет, соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Томска от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя Коваленко О. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.