Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей: Черемисина Е.В., Миркиной Е.И.,
при секретаре Черновой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску военного прокурора Томского гарнизона в интересах Семенченко В. К. к Военному комиссариату Томской области о взыскании невыплаченной пенсии
по апелляционной жалобе ответчика на решение Советского районного суда г.Томска от 19 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Черемисина Е.В., объяснения прокурора Имыкшенова В.К., возражавшего против отмены судебного акта, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Томского гарнизона обратился в суд в интересах Семенченко В.К. с иском к Военному комиссариату Томской области, уточнив требования, просил взыскать с ответчика в пользу материального истца невыплаченную пенсию за периоды с 07.09.2012 по 10.10.2012 в размере /__/ рублей и с 11.10.2012 по 31.12.2012 в размере /__/ рублей.
В обоснование требований указал, что в 2012 году ответчик необоснованно недоплачивал Семенченко В.К. пенсию, применяя при ее расчете процентную надбавку за выслугу лет в размере 40% к окладу денежного содержания, тогда как пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры надбавка исчисляется в размере 70% к окладу денежного содержания.
В судебном заседании прокурор Имыкшенов В.К. поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствие материального истца и ответчика.
Обжалуемым решением суд удовлетворил иск.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на то, что расчет пенсии Семенченко В.К. произведен в соответствии с требованиями законодательства. При пересмотре пенсии Семенченко В.К. с соответствии с пунктом 9 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ обоснованно была применена процентная надбавка за выслугу лет в размере 40% к окладу денежного содержания.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель военного прокурора Томского гарнизона просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных материального истца (не сообщившего о причинах неявки) и ответчика (просившего рассмотреть жалобу без его участия), не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла его подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемое решение не соответствует вышеприведенным требованиям процессуального закона исходя из следующего.
С 01.01.2012 действующее законодательство, регулирующее отношения по денежному содержанию военнослужащих и военных пенсионеров, претерпело существенные изменения, связанные с повышением уровня их материального обеспечения.
В частности, с 01.01.2012 вступили в силу такие нормативные правовые акты, как:
- Федеральный закон от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N306-ФЗ);
- Федеральный закон от 08.11.2011 N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 309-ФЗ);
- постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".
Статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ установлено новое, единое для всех категорий военнослужащих, денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N306-ФЗ со дня вступления его в силу законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В части 13 статьи 2 Федерального закона N306-ФЗ закреплено, что ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 1) 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 2) 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 3) 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 4) 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 5) 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 6) 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
В части 8 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
При пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ).
Вышеприведенные нормы вступили в силу с 01.01.2012, за исключением отдельной категории лиц (в частности, военнослужащих и пенсионеров органов военной прокуратуры), для которых они применяются с 01.01.2013 (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 306-ФЗ, часть 4 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N992, установившее новые (повышенные) оклады денежного содержания военнослужащих, вступило в силу с 01.01.2012, а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона N 306-ФЗ (в числе которых и военнослужащие органов военной прокуратуры), - с 01.01.2013.
Положения частей 8-11 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ о пересмотре пенсий, назначенных до 01.01.2012, не применяются к военнослужащим органов военной прокуратуры (часть 6 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В части 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" пенсии военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. Подпунктом "б" пункта 9 данного Постановления в денежное довольствие военнослужащих, учитываемое при исчислении пенсий, включен оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
С учетом изложенного пенсии военнослужащих органов военной прокуратуры не подлежали пересмотру в 2012 году в силу прямого указания закона (часть 6 статьи 12 Федерального закона N309-ФЗ).
В 2012 году пенсии военнослужащим органов военной прокуратуры должны были назначаться исходя из их текущего денежного довольствия, размер которого повышался только с 01.01.2013, и ранее действующих правил назначения пенсий, которые были изменены с 01.01.2013.
Из материалов дела следует, что Семенченко В.К., будучи военнослужащим органов военной прокуратуры, вышел на пенсию с 07.09.2012, имея выслугу более 25 лет.
Согласно денежному аттестату БП N013888 его денежное довольствие, учитываемое для назначения пенсии, составило /__/ рублей (оклад по воинскому званию - /__/ рублей, оклад по воинской должности - /__/ рубля, процентная надбавка за выслугу лет (70%) - /__/ рублей).
Вместе с тем пенсия за выслугу лет назначена Семенченко В.К. с 07.09.2012 исходя из оклада по воинскому званию в размере /__/ рублей, оклада по воинской должности - /__/ рублей, процентной надбавки за выслугу лет (40%) - /__/ рублей.
С 11.10.2012 с учетом районного коэффициента пенсия Семенченко В.К. составила /__/ рублей.
При расчете пенсии согласно денежному аттестату в соответствии с требованиями законодательства, действующими в 2012 году, ее размер с учетом районного коэффициента составил бы /__/ рублей.
Увеличение пенсии по сравнению с денежным аттестатом обусловлено применением пенсионным органом при расчетах размера оклада по воинскому званию, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N992, несмотря на то, что в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры оно вступило в силу только с 01.01.2013.
В пункте 2 статьи 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым - двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих.
В абзацах восемнадцатом - двадцать третьем пункта 1 статьи 44 данного Федерального закона указано, что доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за классный чин (окладу по воинскому званию) прокурорского работника в следующих размерах: от 2 до 5 лет - 20 процентов; от 5 до 10 лет - 35 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 55 процентов; свыше 20 лет - 70 процентов.
В пункте 6 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге: от полугода до 1 года - 5 процентов; от 1 до 2 лет - 10 процентов; от 2 до 5 лет - 25 процентов; от 5 до 10 лет - 40 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов; от 22 до 25 лет - 65 процентов; 25 лет и более - 70 процентов.
Указанные нормы о размере процентной надбавки за выслугу лет применялись в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры и пенсионеров из их числа до 01.01.2013, однако при этом иные составляющие денежного довольствия в абсолютных цифрах оставались на прежнем уровне (т.е. должностные оклады и оклады по воинскому званию не повышались).
С 01.01.2013 данная надбавка указанной категории военнослужащих и пенсионеров из их числа должна выплачиваться в соответствии с частью 13 статьи 2 Федерального закона N 306-ФЗ, поскольку в ней установлены иные размеры надбавки, чем в пункте 2 статьи 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Сохранение указанной категории военнослужащих и пенсионеров из их числа в 2012 году более высокой в процентном отношении надбавки за выслугу лет было связано с тем, что повышение денежного довольствия в абсолютных цифрах было для них отсрочено до 01.01.2013.
Размер пенсии Семенченко В.К. был рассчитан с учетом нового правового регулирования (которое подлежало применению с 01.01.2013), улучшающего положение пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры.
В этой связи требование истца о применении 70% надбавки к окладу денежного содержания не подлежало удовлетворению как не основанное на вышеприведенных нормах материального права.
С учетом изложенного обжалуемое решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Томска от 19 августа 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска военного прокурора Томского гарнизона в интересах Семенченко В. К. к Военному комиссариату Томской области о взыскании невыплаченной пенсии.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.