Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Радикевич М.А., Небера Ю.А.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора города Стрежевого Томской области в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Энергонефть Томск" о понуждении к действию
по апелляционной жалобе представителя ООО "Энергонефть Томск" на решение Стрежевского городского суда Томской области от 09 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., объяснения представителя ООО "Энергонефть Томск" Захарова М.А. (доверенность от 14.03.2013), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Стрежевого Томской области обратился суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энергонефть Томск" (далее - ООО "Энергонефть Томск") о понуждении к действию, указав, что в результате проведённой прокуратурой г. Стрежевого Томской области проверки квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлено, что в нарушение требований законодательства о социальной поддержке инвалидов ООО ""Энергонефть Томск" зарезервировано 19 рабочих места для трудоустройства инвалидов, из которых 9 мест относятся к рабочим местам с вредными для здоровья производственными факторами. Полагал, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Невыполнение требований законодательства ответчиком нарушает конституционные права неопределённого круга лиц (инвалидов), которые могут обратиться в ООО "Энергонефть Томск" для трудоустройства. Просил (с учетом уточнения исковых требований) обязать ООО "Энергонефть Томск" зарезервировать созданные и выделенные рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в соответствии с требованиями п. 4.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09"; установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Пониматкин С.К. исковые требования с учетом уточнения поддержал.
Представитель ответчика ООО "Энергонефть Томск" Захаров М.А. исковые требования не признал, указав, что Обществом выполнена обязанность по созданию согласно квоте 19 рабочих мест с условиями труда, подходящими для трудоустройства инвалидов, а их резервирование является обязанностью государственных органов, а не работодателя. Просил отказать прокурору в удовлетворении иска.
Суд на основании п.2 ч.1 ст. 20, ст. 21, ст.22 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Томской области от 10.09.2003 N109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", ст. 13 Закона "О занятости населения в РФ", постановления Администрации Томской области от 08.08.2011 N241а "О резервировании рабочих мест для инвалидов", ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ исковые требования прокурора г. Стрежевого в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО "Энергонефть Томск" удовлетворил, также с ООО "Энергонефть Томск" в бюджет муниципального образования "Городской округ Стрежевой" взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО "Энергонефть Томск" О.А. Кинаш просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Считает, что на ответчика не может быть возложена обязанность по резервированию рабочих мест, так как эта обязанность отнесена к компетенции государственных органов власти. Полагает, что Общество не обязано и не может резервировать рабочие места для инвалидов, но обязано, в случае отсутствия таковых, создавать и выделять. Кроме того, при вынесении решения судом нарушена ч.3 ст. 196 ГПК РФ, а именно, суд изменил материально-правовое требование, выйдя за пределы предмета иска. Предмет иска уточнялся помощником прокурора один раз, о чем в материалах дела имеется заявление об уточнении исковых требований. На странице 4 решения от 09.07.2013 судом указано, что предметом исковых требований является факт несоответствия выделенных и зарезервированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов требованиям п. 4.2 Постановления от 18.05.2009 N30, то есть суд самостоятельно определил предмет исковых требований. В резолютивной части решения указано, что суд обязал ООО "Энергонефть Томск" зарезервировать созданные и выделенные рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Таким образом, суд самостоятельно сформулировал предмет исковых требований, что привело к принятию решения об удовлетворении требования, которое истцом по настоящему делу не заявлялось. Обжалуемым решением на ответчика незаконно возложены обязанности по резервированию уже "зарезервированных" (выделенных) рабочих мест. Обязанность ответчика сформулирована не четко, в связи с чем невозможно установить, какие именно действия должен выполнить ответчик. Нормативно-правовые акты Томской области, применяемые в решении, противоречат имеющему большую юридическую силу Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ".Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, должен был применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
В возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора г. Стрежевого Малевич Р.М. указал, что считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного решения.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
Закон о занятости населения, определяя в качестве основного направления государственной политики в области содействия занятости осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых относятся и инвалиды, предусматривает содействие работодателей в обеспечении занятости населения, одной из форм которого является трудоустройство определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан (пункт 2 статьи 5, абзац 8 пункта 1 статьи 25).
Статьей 13 указанного Закона установлены дополнительные гарантии занятости инвалидов, в числе которых предусмотрена квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, - инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
Согласно статье 20 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, к числу которых относятся установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
В силу статьи 24 указанного Закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства в Томской области принят Закон N 109-ОЗ от 10.09.2003 "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", согласно статье 21-1 которого организациям с численностью работников более 100 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. В силу статьи 21-2 указанного нормативного акта в организациях, за исключением организаций, указанных в абзаце втором статьи 21-1 настоящего Закона, осуществляется резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в порядке, определяемом Администрацией Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 08.08.2011 N241а "О резервировании рабочих мест для инвалидов" установлено, что указанные организации осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Приведенные положения закона указывают на то, что предприятия, численность работников которых составляет более 100 человек, обязаны проводить мероприятия по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. Данные места должны быть созданы и выделены по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, и в результате таких мероприятий зарезервированы. Информацию о зарезервированных для трудоустройства инвалидов местах работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости, что закреплено в пункте 3 статьи 25 Закона о занятости населения.
Из материалов дела следует, что ООО " Энергонефть Томск" относится к числу предприятий, численность работников которой составляет более 100 человек.
ООО " Энергонефть Томск" зарезервировано для трудоустройства инвалидов 19 рабочих мест, из них 9 мест с вредными условиями труда (лист дела 11).
Информация о выполнении в ООО " Энергонефть Томск" квоты для трудоустройства инвалидов на 01.05.2013 подана ответчиком в ОГКУ " /__/" (листы дела 5, 6-10).
Удовлетворяя исковые требования прокурора об обязании ответчика зарезервировать созданные и выделенные рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями пункта 4.2 Санитарных правил 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30, суд первой инстанции исходил из того, что резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов выполнено ООО "Энергонефть Томск" формально, что не обеспечивает выполнения требований законодательства в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями.
Судебная коллегия поддерживает данный вывод.
Из предоставленной ответчиком информации о выполнении квоты для трудоустройства инвалидов в виде резервирования рабочих мест следует, что из 19 рабочих мест, 9 мест - с вредными условиями труда. Вредные производственные факторы, согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда, которые могут воздействовать на работника, осуществляющего трудовую деятельность, перечислены в приложении N1 (п.1,2) - это электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятый на объектах добычи нефти и газа; оператор очистных сооружений. Профессии с вредными условиями труда перечислены в приложении N1 ( п.3,4,5) - это оператор котельной, слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов.
Содержание информации о выделении и резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов было соответствующим образом проанализировано и ОГКУ " /__/", что следует из информационного письма от 06.05.2013 ( лист дела 5).
Между тем в силу пункта 4.2 "Гигиенических требований к условиям труда инвалидов. Санитарные правила. СП 2.2.9.2510-09", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30 (далее - Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09), установлено, что условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, являются противопоказанными для трудоустройства инвалидов.
Следовательно, любая организация обязана создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, исходя из среднесписочной численности работников в организации. Но при этом предприятию следует учитывать, что условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, являются противопоказанными для трудоустройства инвалидов.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при резервировании рабочих мест в результате их выделения ответчиком приведенные нормы закона не учтены. Доказательств того, что все зарезервированные рабочие места для трудоустройства на них инвалидов соответствуют Санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09, ответчик не представил.
При таких обстоятельствах обязанность ООО "Энергонефть Томск" зарезервировать в пределах установленной квоты рабочие места для трудоустройства на них инвалидов по смыслу Закона о занятости населения, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" нельзя признать выполненной. Действующим законодательством установлена обязанность работодателя не только по созданию (выделению) в целях резервирования определенного количества рабочих мест для трудоустройства на них инвалидов, но и обеспечение возможности выполнить квоту, то есть фактически принять на работу определенное число граждан- инвалидов.
Таким образом, ответчик обязан выделить или создать и зарезервировать в пределах квоты такие рабочие места, которые были бы пригодными для работы на них инвалидов с учетом требований Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, на что правильно указал суд первой инстанции.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что на ответчика не может быть возложена обязанность по резервированию рабочих мест, так как эта обязанность отнесена к компетенции государственных органов власти, как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства.
Данный вывод следует не только из содержания Закона о занятости населения, положения которого следует толковать в совокупности с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", но подтверждается также и содержанием пункта 1 постановления Администрации Томской области от 08.08.2011 N 241 а "О резервировании рабочих мест для инвалидов" о том, что предприятия обязаны зарезервировать рабочие места для принятия на работу инвалидов в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Иными словами, работодатель обязан резервировать рабочие места для инвалидов в том случае, если фактически на предприятии не трудоустроено такое количество инвалидов, которое предусмотрено квотой.
В связи с чем довод жалобы о противоречии нормативно-правовых актов Томской области, примененных в решении, Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ", имеющему большую юридическую силу, отклоняется.
ООО " Энергонефть Томск" не доказало в порядке ст. 56 ГПК РФ факт трудоустройства инвалидов в количестве, соответствующем установленной квоте, - 19 человек, а значит, не выполнило установленную квоту и обязано зарезервировать места для трудоустройства инвалидов в будущем.
Довод жалобы о нарушении судом положений ч.3 ст.196 ГПК РФ судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку резолютивная часть решения полностью соответствует сформулированным и поддержанным прокурором в судебном заседании 09.07.2013 исковым требованиям ( л.д.118).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы своего подтверждения не нашли. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стрежевского городского суда Томской области от 09 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "Энергонефть Томск" Кинаш О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.