Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей: Бондаревой Н.А., Кущ Н.Г.,
при секретаре Черновой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 22 августа 2013 года
дело по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" об оспаривании представления прокурора Октябрьского района г. Томска об устранении нарушений жилищного законодательства.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения представителя ОАО "Томскэнергосбыт" Мухарьямова Р.Ф., настаивавшего на апелляционной жалобе, возражения прокурора Миронова Е.А., считавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт") обратилось в суд с заявлением об отмене представления прокурора Октябрьского района г. Томска N 298ж2013 от 24.06.2013 об устранении нарушений жилищного законодательства, регламентирующего порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
В обоснование требований указало, что 24.05.2013 в адрес ОАО "Томскэнергосбыт" вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которые выразились в неправомерном начислении платы за электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам многоквартирного дома по /__/. Считает указанное представление незаконным и необоснованным, поскольку начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ОАО "Томскэнергосбыт" Купцов А.А. требования поддержал.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Негодина Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Обжалуемым решением суд на основании п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 153, ч. 2, 4 ст. 154, ч. 7, 7.1 ст. 155, ч. 1 ст. 157, ч. 1 ст. 161, п. 2.3 ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5, 9, 10, 11, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", п. 2, 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, п. 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, ст. 194-199, 254, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Томскэнергосбыт" Купцов А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. Считает, что выводы суда не основаны на фактических обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, а также при принятии решения неправильно применена норма права, подлежащая применению. Отмечает, что прибор учета установлен на изоляторах жилого дома сетевой организацией ООО "Горсети" взамен снятого, что согласуется с положениями ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Выводы представления о том, что в многоквартирном доме отсутствуют места общего пользования, в связи с чем оснований для начисления жильцам платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и внесения данных начислений в счета-извещения отсутствуют, не соответствуют нормам материального права. Указывает, что действующее законодательство связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием либо отсутствием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Октябрьского района г. Томска просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" закреплено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (абз. 2 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (абз. 3 п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания представления прокурора от 24.06.2013 об устранении нарушений жилищного законодательства незаконным не имеется, поскольку у ОАО "Томскэнергосбыт
" отсутствуют основания для начисления жильцам дома по /__/ платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, указанными действиями заявителя нарушены права потребителей коммунальной услуги.
Оснований не соглашаться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что электроснабжение - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (пункт 2 указанных Правил).
Предоставление коммунальных услуг гражданам в соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации является одной из целей управления многоквартирным домом. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из п. 2 Правил, предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя.
Исполнителем согласно п. 2 Правил является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги
Когда управление жилым домом осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят этой организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 (части 4 - 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По делу установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Томска проведена проверка по заявлению жильцов дома, расположенного по адресу: /__/, по факту нарушения их жилищных прав в связи с необоснованным начислением ОАО "Томскэнергосбыт" платы за электроэнергию на общедомовые нужды в размере, значительно превышающем плату за индивидуально потребляемую энергию.
В ходе проверки прокуратурой было установлено, что дом /__/ является двухэтажным деревянным жилым домом с печным отоплением, в доме расположено 4 квартиры, каждая из них имеет отдельный вход и оборудована индивидуальным прибором учета электроэнергии. Электроснабжение жилого дома осуществляется от опоры. На прилегающей территории дома находятся гараж и баня, подключенные под индивидуальный прибор учета квартиры /__/.
Из сообщений ОАО "Томскэнергосбыт" от 11.06.2013 N 04/6412 и 24.06.2013 N 04/6873 следует, что 02.02.2011 ООО "Горсети" по указанному адресу установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ) типа РиМ 614.01 N 733124 взамен ранее установленного 26.11.2010 прибора учёта типа СОЭБ-2ПР/1 N 023396. Показания по данному прибору учёта снимает сетевая организация ООО "Горсети" и передаёт для расчётов в ОАО "Томскэнергосбыт". С февраля 2012 года производится начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
Согласно расчёту, представленному ОАО "Томскэнергосбыт" от 11.06.2013 N 04/6412, жильцами дома по адресу: /__/, потреблено на содержание общедомового имущества: в январе - 1366,09 кВтч, в феврале -1075,32 кВтч, в марте - 687,29 кВтч, в апреле - 499,37 кВтч. С учетом данных показаний выставлена оплата электроэнергии на ОДН пропорционально занимаемой жилой площади, что подтверждается счетами-квитанциями за январь, февраль и март 2013 года четырёх квартир указанного дома.
Из материалов дела также следует, что способом управления указанным многоквартирным домом является управление управляющей организацией - ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив", с которой 05.07.2007 заключен договор управления многоквартирным домом N /__/ (л.д. 82-86). В соответствии с условиями договора управляющая компания по заданию собственника в установленные сроки за постановленную плату обязуется обеспечить предоставление коммунальных услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 3.1.11, 3.1.12 договора предусмотрено, что управляющая компания обязуется вести лицевой счет собственника, своевременно, не позднее 3 числа каждого месяца, предъявлять ему к оплате счет-квитанцию по жилищно-коммунальным услугам через почтовый ящик. Использовать поступающие в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг денежные средства исключительно на управление домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также на расчеты с предприятиями-поставщиками коммунальных услуг.
01.02.2007 между ООО "Энергокомфорт"Сибирь" (гарантирующий поставщик) и ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 2135, предметом которого является обязательство гарантирующего поставщика осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также обязательство потребителя принимать, оплачивать гарантирующему поставщику приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, производить платежи в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления электрической энергии и мощности, обеспечивать безопасную эксплуатацию электрических сетей, исправность используемых приборов и оборудования. Оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) установленных расчетным способом (п. 4.1) (л.д. 92-108).
Дом по адресу: /__/ перечислен в приложении N 3 к указанному договору "Потребление электроэнергии на освещение мест общего пользования по жилищному фонду ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив".
Дополнительным соглашением от 11.07.2011 в связи с утратой ООО "Энергокомфорт"Сибирь" статуса гарантирующего поставщика в договор энергоснабжения N 2135 от 01.02.2007 внесены изменения, согласно которым гарантирующим поставщиком является ОАО "Томскэнергосбыт" (л.д. 109).
Исходя из представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Томскэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунального ресурса - электрической энергии, ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив" является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, а собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме являются потребителями этой услуги.
Как следует из сообщения ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив" N 614 от 21.11.2013, электроснабжение дома по адресу: /__/ осуществляется в рамках названного договора и дополнительного соглашения к нему, которые являются действующими. При этом счета за электроэнергию выставляет ресурсоснабжающая организация. Решение об оплате коммунальной услуги электроснабжения непосредственно ресурсоснабжающей организацией собственниками не принималось.
Доказательств прекращения договора либо его расторжения при рассмотрении дела в суд первой либо апелляционной инстанции ОАО "Томскэнергосбыт" не представлено.
В силу ч. 7.1. ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с изложенными нормами жилищного законодательства жильцы многоквартирного дома по адресу: /__/ не являются исполнителем услуг по содержанию общего имущества дома, поскольку избрали предусмотренный законом способ управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией, на которую законом возложена обязанность составлять расчеты и взимать плату за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
При таких данных вывод суда о законности представления прокурора от 24.06.2013 в адрес ОАО "Томскэнергосбыт" об устранении нарушений жилищного законодательства является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, опровергающие выводы суда в указанной части, не могут повлиять на постановленное судом решение и не свидетельствуют о наличии оснований к его отмене.
Вместе с тем судебная коллегия не может признать обоснованными выводы суда о том, что общедомовой прибор учета электроэнергии установлен по адресу: /__/ незаконно, а расчет платы за электрическую энергию, произведенный на основании данных общедомового прибора учета при отсутствии общедомового имущества, является неправомерным.
Так, согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительство Российской Федерации утвердило постановлением от 06.05.2011 N 354 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Пунктом 44 Правил, в первоначальной редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11,12,13,14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с изменениями в Правилах в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2 п. 44 Правил).
Таким образом, из действующего законодательства следует, что расчет потребления электроэнергии производится по установленной формуле с учетом показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, установленных в доме. Возможность учета наличия или отсутствия энергопотребляющих устройств в общем имуществе многоквартирного дома при расчете платы за потребленную электроэнергию не предусмотрена.
Кроме того, ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как следует из ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (в редакции закона от 23.11.2009) до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Как видно из дела, жилой дом до 01.07.2012 для расчета с ОАО "Томскэнергосбыт" оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета используемой электрической энергии за счет средств ООО "Горсети" в порядке замены, а не первоначального установления, является собственностью сетевой организации ООО "Горсети", собственники помещений вышеуказанного многоквартирного дома освобождены от обязанности за свой счет оплатить расходы по оснащению жилого дома указанным прибором учета электроэнергии.
Из вышеприведенных положений закона следует, что законом установлена необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления; на установку и замену приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, обязательного согласия собственников жилых помещений в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрена, процедура принятия решений об установке и замене таких приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, о нарушении которой указал в решении суд, вышеприведенными положениями закона не предусмотрена.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что общедомовой прибор учета установлен с нарушением норм действующего законодательства, а расчет платы за электрическую энергию, произведенный на основании данных общедомового прибора учета при отсутствии общедомового имущества, являются необоснованными.
Вместе с тем ошибочность указанных выводов, из которых исходил суд при принятии решения, не является основанием для его отмены, поскольку в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано по иным основаниям, изложенным в решении.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 22 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.