Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.,
судей Пономаревой Е.И., Полосухиной Н.А.,
при секретаре Садовщиковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения Щекинского района" на решение Щекинского районного суда Тульской области от 10 сентября 2013 года по делу по иску Радзиной Е.И. к Государственному учреждению Тульской области "Управление социальной защиты населения Щекинского района", Министерству труда и социальной защиты Тульской области о предоставлении мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Радзина Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ ТО "УСЗН Щекинского района" о предоставлении мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что как педагогический работник, проживающий в рабочем поселке, вышедший на пенсию и имеющий стаж работы не менее 10 лет в образовательном учреждении, расположенном в рабочем поселке, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. 17 мая 2013 года она обратилась к ответчику за назначением данных выплат, но получила отказ, мотивированный тем, что в стаж ее работы, дающий право на получяение компенсации, не подлежат включению периоды работы в качестве воспитателя детского сада, не относящегося к государственной или муниципальной организации.
Определением судьи от 02.08.2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Тульской области.
В судебном заседании истица Радзина Е.И. исковые требования поддержала, просила признать отказ Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения Щекинского района" от 08.07.2013 года N в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, обязать Государственное учреждение Тульской области "Управление социальной защиты населения Щекинского района" предоставить ей меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 5 Закона Тульской области N 736-ЗТО, с 17.05.2013 года.
Представитель ответчика ГУ ТО "УСЗН Щекинского района" - Чурикова Е.Е., исковые требования не признала, указав, что истица право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренное Законом Тульской области N 736-ЗТО от 30.09.2006 года, не приобрела, в связи с отсутствием необходимого стажа в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Представитель ответчика министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление просил в иске Радзиной ЕА. отказать, поскольку истец не относится к педагогическим работникам государственных или муниципальных образовательных учреждений.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Решением Щекинского районного суда Тульской области 10 сентября 2013 года исковые требования Радзиной Е.И. удовлетворены частично.
Суд решил: признать отказ Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения Щекинского района" N 1425 от 08.07.2013 года в предоставлении Радзиной Е.И. мер социальной поддержки незаконным.
Обязать ГУ Тульской области "УСЗН Щекинского района" предоставить Радзиной Е.И. меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 5 Закона Тульской области N 736-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и о размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Тульской области и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа)", с 01.06.2013 года.
В апелляционной жалобе ГУ Тульской области "УСЗН Щекинского района" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Министерства труда и социальной защиты Тульской области, выслушав объяснения представителя ГУ Тульской области "УСЗН Щекинского района" по доверенности Ковалевой Н.В., возражения Радзиной Е.И., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод мотивирован в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и не противоречит положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ были внесены изменения в п. 5 ст. 55 Федерального закона "Об образовании". В соответствии с указанными изменениями за педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), признано право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
11.01.2011 г. вступили в силу изменения в статью 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", согласно которому ранее существовавшие права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, изменены на право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Закона Тульской области от 30 сентября 2006 года N 736-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и о размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Тульской области и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселка (поселках городского типа)" установлено, что меры социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предоставляется: педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Удовлетворяя требования истца Радзиной Е.И., суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, пришел к выводу о том, что истец Радзина Е.И. имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, как педагогический работник субъекта Российской Федерации, проживающий в рабочем поселке Первомайский Щекинского района Тульской области, вышедший на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет (с 27.08.1987 года по 03.08.1998 года) в образовательном учреждении, расположенном в рабочем поселке.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Радзина Е.И. работала в качестве воспитателя ясельной группы ясли-сада N; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем дошкольной группы ясли-сада N; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя детского сада N Щекинского ордена Ленина производственного объединения "данные изъяты"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя ясли-сада "данные изъяты", которое ДД.ММ.ГГГГ было преобразовано в Акционерное общество открытого типа "данные изъяты" на основании решения Комитета по управлению имуществом Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя детского сада N ОАО " "данные изъяты"
С ДД.ММ.ГГГГ Радзина Е.И. является получателем государственной пенсии по старости, что установлено из копии пенсионного удостоверения истицы и письменного сообщения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щекино и Щекинском районе от ДД.ММ.ГГГГ года.
03.07.2013 года Радзина Е.И. обратилась в Государственное учреждение "адрес" "Управление социальной защиты населения Щекинского района" с письменным заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки в соответствии с абз. 3 п. 5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Письмом директора Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения Щекинского района" от 08.07.2013 года N Радзиной Е.И. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N 736-ЗТО в связи с отсутствием стажа работы не менее 10 лет в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом ответчиком в стаж работы, дающий право на компенсацию, не включены периоды работы истицы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя ясельной группы ясли-сада N, воспитателя дошкольной группы ясли-сада N, так как учреждения расположены в городе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя ясли-сада Первомайской ТЭЦ "данные изъяты", так как организация не являлась государственной или муниципальной; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя детского сада N ОАО " "данные изъяты"", так как местоположение в городе и организация не являлась государственной или муниципальной.
Вместе с тем, согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных норм Закона следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не связано с формой собственности образовательного учреждения, поскольку федеральным и региональным законодательством, как правильно указал суд первой инстанции, был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Положениями ч. 8 ст. 47 действующего в настоящее время Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В этой связи судебная коллегия полагает, что истец Радзина Е.И., как вышедший на пенсию педагогический работник, имеющий стаж работы в сельской местности более 10 лет, имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и энергоснабжения.
При таких обстоятельствах решение суда о частичном удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения Щекинского района" сводятся к утверждению о необоснованности вывода суда о включении в стаж работы истицы периода работы в качестве воспитателя ясли-сада, не относящемуся к категории ни государственных, ни муниципальных образовательных учреждений, аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.
По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения Щекинского района".
Руководствуясь ст.ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щекинского районного суда Тульской области от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Тульской области "Управление социальной защиты населения Щекинского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.