Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Блиновой М.А., Спиридонова А.Е., при секретаре Юркиной Е.П., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Федорова В.В. к администрации "данные изъяты" Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации "данные изъяты" Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 28 августа 2013 г., которым постановлено:
Обязать администрацию "данные изъяты" Чувашской Республики включить Федорова В.В. с составом семьи из "данные изъяты" человек, включая жену Федорову И.М. и детей Федорову В.В., Федорова В.В., Федорова Е.В. в список для участи в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., в соответствии с положениями Федерального закона от 18.12.2010 г. NN342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федоров В.В. обратился в суд с иском к администрации "адрес" о возложении обязанности включить его с составом семьи из пяти человек, включая жену Федорову И.М. и детей В.В., В.В., Е.В. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Исковые требования мотивировал тем, что он уволен со службы в "данные изъяты" приказом от 31.03.2010 г. N29- "данные изъяты" по п. "ж" ч.1 ст. 58 ( по болезни Положения о службе в органах внутренних дел (по болезни). Его выслуга лет по состоянию на 31 марта 2010 г. составляет в календарном исчислении 23 года 3 месяца 12 дней. Он состоит в общем списке очередников на улучшение жилищных условий с 22 июля 1999г. под N5111 и в списке государственной "данные изъяты" на основании постановления главы администрации г. Новочебоксарска от 18.08.1999г. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших до 01 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) в органах местного самоуправления, до 2011 г. продолжается в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N1050. Для реализации своего права он обратился в администрацию "данные изъяты" с заявлением о включении его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Письмом от 18 ноября 2011 года ему отказано во включении в число участников указанной подпрограммы со сылкой на отсутствие перечисленных в п. 17 Правил учета документов. Считает, что по дате принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, выслуге лет, по основаниям увольнения, финансировании его должности за счет федерального бюджета, он подпадает под категорию граждан, которые имеют право на участие в подпрограмме и на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истец Федоров В.В. и его представитель адвокат Громова С.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснили, что основанием для отказа во включении истца в список участников подпрограммы явилось непредставление документа (удостоверения), дающего право на льготу. В настоящее время выяснилось, что выдача такого удостоверения сотрудникам "данные изъяты" не предусмотрена.
Представитель ответчика администрации "данные изъяты" Ольнова Е.И. исковые требования не признала по причине увольнения Федорова В.В. со службы после 01.01.2005г., указывая, что действующим законодательством обязанность органов местного самоуправления по ведению учета уволенных сотрудников "данные изъяты" и по обеспечению их жильем после 2005 года снята.
Представитель третьего лица "данные изъяты" Окайкин В.В. исковые требования полагал подлежащими удовлетворению. Пояснил, что "данные изъяты" деятельность по ведению учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства в отношении военнослужащих и сотрудников "данные изъяты" не осуществляет.
Представитель третьего лица "данные изъяты", будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил отзывы на исковое заявление, в которых указал, что в силу ст. 2 ФЗ N 342 от 8 декабря 2010 года порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, распространяется на граждан, уволенных со службы из Государственной противопожарной службы МЧС России до 1 января 2005 года. Учет таких граждан велся в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года, которые существенно отличаются от общего порядка учета граждан по месту жительства, как по основаниям постановки на учет, так и по порядку такого учета, по очередности и по процедуре предоставления жилья. Федоров В.В. был принят на учет органами местного самоуправления на общих основаниях, предусмотренным жилищным законодательством, а не в соответствии с названными выше Правилами, уволен со службы после 1 января 2005 года, в связи с чем не подпадает под категорию граждан, на которых распространяются положения ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ (л.д. 64-65). Также указал, что обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, в том числе и из "данные изъяты", и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществлялось в рамках реализации подпрограммы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.06г. (подпукнт "г" п.5 Правил). Однако, с принятием постановления Правительства РФ от 12 июля 2011 года N 561 формирование сводных списков граждан, указанных в подпунктах "в" и "г" Правил Минстрой Чувашии и органы местного самоуправления не осуществляют. Согласно п.2.1 Порядка предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы) и приравненных к ним лицам, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2011 N 469, формирование списков граждан, изъявивших желание получить жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма или получить единовременную денежную выплату, и совместно с ними проживающих членов их семьи осуществляется органами местного самоуправления, а формирование сводного списка в отношении граждан, указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти (л.д.97-98).
Представители третьих лиц: Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерства финансов Чувашской Республики - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела третьи лица извещены надлежащим образом.
Третьи лица Федорова И.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних В.В. и Е.В., Федоров В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное ответчиком администрацией "данные изъяты" на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на Федорова В.В. не могут распространяться положения Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", т.к. действующим законодательством урегулирован вопрос обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лишь граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в жилье в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года. Федоров В.В. уволен со службы после 1 января 2005 года. Согласно п.2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 года осуществляется органами исполнительной власти. А что касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению жильем, то на них, согласно п.п.3 и 12 ст. 15 указанного федерального закона возложена лишь обязанность по оказанию содействия воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений для временного проживания военнослужащих и членов их семей. Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N1054, истец подлежит обеспечением жильем по месту своей службы, откуда был уволен.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации "данные изъяты" Курочкина К.Е., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения Федорова В.В., его представителя Громовой С.А., возражавших против удовлетворения жалобы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Федоров В.В. проходил службу в "данные изъяты", уволен со службы в звании "данные изъяты" по п. "ж" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по болезни) приказом СУ ФПС N17 "данные изъяты" N 29-НС от 21 марта 2010 года. Выслуга лет по состоянию на 31 марта 2010 г. в календарном исчислении составила 23 года 03 месяца 12 дней, в льготном -28 лет. 08 месяцев 06 дней. При этом истец занимал должность, финансируемую из федерального бюджета.
На основании постановления главы администрации г "данные изъяты" от 18 августа 1999 года N255-8 В.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь и в очередь на первоочередное получение жилой площади с 22.07.1999г.
По состоянию на 18 августа 1999 года, т.е. на момент постановки истца на учет нуждающихся в жилье в администрации "данные изъяты", истец проходил службу в "данные изъяты", что следует из выписки из послужного списка истца (л.д.20) и из учетного дела истца, представившего в администрацию "данные изъяты" вместе с заявлением о постановке его на учет справку с места службы от 1 июля 1999 года, подтверждающую, что он работает в "данные изъяты" в должности "данные изъяты".
Как следует из материалов дела, истец с семьей из "данные изъяты" человек зарегистрированы и проживают в "данные изъяты" служебных комнатах "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м., предоставленного ему решением "данные изъяты" на основании ордера на служебную жилую площадь.
Из материалов дела следует, что после увольнения со службы Федоров В.В. обратился в администрацию г. "данные изъяты" с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", указав, что в соответствии с постановлением Правительства РФ N153 от 21.03.2006 г. он относится к категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лицам, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18 августа 1999 г. в городской администрации "данные изъяты".
Письмом от 18 ноября 2011 г. N09/01-2787 В.В. отказано во включении его и членов его семьи в указанный список ввиду непредставления документов, предусмотренных пунктом 17 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N1054.
Исковые требования В.В., исходя из содержания его искового заявления, сводятся к тому, что он был принят на учет нуждающихся в жилье в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года, а именно - 22 июля 1999 года, в связи с чем, полагая, что обладает правом на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", просит возложить обязанность на администрацию "данные изъяты" включить его в список уволенных сотрудников "данные изъяты" для участия в названной выше подпрограмме.
Как также следует из материалов дела, с 22 июля 1999 года истец администрацией "данные изъяты" был включен также в список сотрудников "данные изъяты" на первоочередное получение жилой площади.
На тот период времени действовала часть 2 ст. 8 Федерального закона N 69-фз от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" в редакции ФЗ N 13-фз от 24 января 1998 года, в соответствии с которой личному составу Государственной противопожарной службы гарантировалось предоставление жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Также предусматривалось, что органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы. И, таким образом, истец с 22 июля 1999 года состоял в списке на первоочередное получение жилой площади в соответствии со ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности" в ред. Федерального закона N 13-фз от 24.01.98г.
В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период времени и до 1 марта 2005 года, было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Согласно части 2 данной статьи граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В связи с чем истец состоял в списке сотрудников "данные изъяты" в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР, его статьи 33, в общем списке и в отдельном списке на первоочередное получение жилой площади в соответствии с той редакцией статьи 8 ФЗ "О пожарной безопасности", которая действовала на момент принятия его на учет, нуждающихся в жилье.
Однако Федеральным законом N 122-фз от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 ст.8 Закона "О пожарной безопасности" признана утратившей силу, и с 1 января 2005 года перестала действовать. К указанной дате очередь Федорова В.В. на первоочередное получение жилой площади в соответствии с указанной нормой закона еще не подошла. Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает предоставление жилой площади по договору социального найма в первоочередном порядке. В связи с чем Федоров В.В. право на первоочередное получение жилой площади по договору социального найма в органе местного самоуправления утратил в связи с утратой силы части 2 ст.8 Закона "О пожарной безопасности".
В силу п.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, истец, состоявший до 1 марта 2005 года в списке на первоочередное получение жилого помещения в соответствии со ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности" в ред.ФЗ N 13-фз от 24.01.98г. в силу п.2 ст. 6 указанного Федерального закона подлежит обеспечению жильем по договору социального найма органом местного самоуправления по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в порядке очередности.
В то же время, на момент постановки истца на учет в органе местного самоуправления (с 1 января 1998 по 31 декабря 1999 года) действовала ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих в следующей редакции:
Так, в соответствии с ч.1 данной статьи было предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Данной статьей закона военнослужащим также гарантировалось обеспечение служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Между тем, из материалов дела следует, что на получение служебной жилой площади истец состоял на учете по месту своей службы.
Также статьей 15 Закона в той редакции гарантировалось, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Частью 7 данной статьи предусматривалось что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий и осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) - предоставляется финансовая помощь в размерах от 75 до 100%, исходя из общей продолжительности военной службы: военнослужащим - по месту военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; гражданам, уволенным с военной службы, - по избранному постоянному месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет средств, выделяемых из федерального бюджета целевым назначением на жилищное строительство для указанной категории граждан, либо за счет средств, выделяемых для этих целей Правительством Российской Федерации.
Частью 13 статьи было предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Таким образом, положения ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривали включение военнослужащих органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, при чем в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Указанный статьей 15 Закона "О статусе военнослужащих" порядок постановки военнослужащих на учет на получение жилой площади органами местного самоуправления был определен в "Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Указанные Правила устанавливали единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел,
подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел
и уволенных с указанной службы, о чем говорит само название постановления, Правил и их содержание.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем
увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2003 года N475 в указанные Правила внесены изменения, в соответствии с которыми эти Правила устанавливают тот же единый порядок постановки на очередь на улучшение жилищных условий в том числе и на военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы в органах Государственной противопожарной службы, и членов их семей.
При этом организация учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, согласно подп. "б" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 была возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Постановка на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с п. п. 9 и 12 названных Правил была поручена органам местного самоуправления, а предоставлением (распределением) жилья, согласно п. 30 названных Правил, занималась администрация субъектов Российской Федерации.
Другого порядка, кроме изложенного в Правилах, не определено.
Кроме того, во исполнение Постановления Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года Минобороны РФ издал Приказ N 517 от 21 ноября 1998 года, в соответствии с которым разъяснен порядок постановки органами местного самоуправления в избранном ими постоянном месте жительства также лишь в отношении подлежащих увольнению военнослужащих и уволенных с военной службы граждан.
Между тем, истец на момент постановки его в органе местного самоуправления на учет, нуждающихся в жилье в общий список, а также в список сотрудников Государственной противопожарной службы в 1999 году в соответствии со ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" и названными Правилами не состоял, и состоять не мог, поскольку на тот период времени из органов государственной противопожарной службы не увольнялся, т.к. после постановки его на учет органом местного самоуправления в указанные списки прослужил в органах государственной противопожарной службы еще в течение более 10 лет.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на учете на получение жилья по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Таким образом, право гражданина состоять на учете на получение жилья по какому-либо одному из оснований либо по всем основаниям носит заявительный характер.
Названные Правила в пункте 17 содержат перечень документов, которые военнослужащий или сотрудник соответствующих органов в связи с увольнением со службы обязан подать вместе с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилье по основаниям, предусмотренным названными Правилами. Этот перечень документов, подлежащий представлению военнослужащим или сотрудником в орган местного самоуправления вместе с оригиналом удостоверения на право пользования льготами, является обязательным.
Между тем, в учетном деле истца отсутствует какое-либо его заявление и документы, поданные им как до 1 января 2005 года, так и до дня своего увольнения со службы, о переводе его в иной список учета граждан, нуждающихся в жилье по основанию, указанному названными Правилами.
Что касается части 1 ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-фз), то она с 1 января 2005 года изложена следующим образом:
Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанной сфере отношений, связанных с обеспечением жилыми помещениями сотрудников и граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членов их смей, принят ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-фз "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает улучшение жилищных условий сотрудников путем предоставления им единовременной социальной выплаты либо предоставления жилья по договору социального найма либо передачи жилья в собственность органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и, таким образом, названным федеральным законом обязанность по обеспечению жилой площадью и постановки на учет нуждающихся в жилье сотрудников Государственной противопожарной службы на органы местного самоуправления не возложена.
Статья 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-фз также претерпела существенные изменения. С 1 января 2005 г. в соответствии с положениями абз.1 п.14 данной статьи (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") обеспечение жилым помещением лиц, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет жилищного фонда в системе МЧС России и учет сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Что касается ссылки истца на Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, то судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 названных Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1040 правом на участие в подпрограмме обладали граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, в том числе и граждане, уволенные со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.
Однако, с 2012 года названные в данном подпункте граждане не могут быть участниками Подпрограммы, так как Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2011 года N 561 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153" подпункт "г" пункта 5 Правил, предусматривавший право на участие в подпрограмме граждан, уволенных со службы и вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, признан утратившим силу. Соответственно, в отношении данной категории граждан формирование списков участников Подпрограммы в настоящее время не осуществляется.
В рамках подпрограммы право сотрудников "данные изъяты", увольняемых со службы на получение социальной выплаты, установлено абзацем пятым подпункта "а" пункта 5 Правил, которым, в соответствии с пунктом 18 Правил выдачу сертификатов, дающих право на получение социальной выплаты, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Таким образом, требования Федорова В.В., исходя из оснований заявленных им исковых требований, не подлежит удовлетворению и по данному основанию.
Как следует из ответа Приволжского филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", истец состоял по месту службы на учете на получение служебной жилой площади с 9 июля 2007 года, при этом на учете на получение жилой площади по договору социального найма не состоял.
Таким образом, постанавливая решение об удовлетворении требований истца, суд первой инстанции указанные положения законодательства не учел, в связи с чем вынес необоснованное решение. В связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Федорову В.В. в иске в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 28 августа 2013 года и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Федорова В.В. к администрации "данные изъяты" Чувашской Республики о возложении обязанности на администрацию "данные изъяты" включить его с семьей из "данные изъяты" человек, включая жену Федорову И.М. и детей В.В., В.В., Е.В., в список для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., в соответствии с положениями Федерального закона от 18.12.2010 г. NN342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.