Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Спиридонова А.Е., Блиновой М.А.,
при секретаре судебного заседания Юркиной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к ООО " ... " о возложении обязанности оборудовать площадку для сбора твердых бытовых отходов, поступившее по апелляционной жалобе ООО " ... " на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 9 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО " ... " ... об оборудовании площадки для сбора твердых бытовых отходов на территории, прилегающей к жилым домам "адрес" в соответствии с требованиями с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 в срок до 1 сентября 2013 года. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что площадка для сбора твердых бытовых отходов у домов "адрес" не оборудована бетонным или асфальтным покрытием, не ограничена бордюрным и кустарными насаждениями, а также расположена в непосредственной близости от колодца. Управление указанными домами осуществляется ООО " ... ".
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор иск поддержал.
Представитель ООО " ... " Атамова Н.П. иск не признала по тем мотивам, что земельный участок для размещения площадки для сбора твердых бытовых отходов органом местного самоуправления не предоставлен.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 9 августа 2013 года постановлено:
"Обязать ООО " ... " ... оборудовать площадку для сбора твердых бытовых отходов на территории, прилегающей к жилым домам "адрес", в соответствии с требованиями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 в срок до 01 сентября 2013 г.
Взыскать в доход государства с ООО " ... " государственную пошлину в сумме ... ( ... ) рублей".
При этом суд пришел к выводам, что ООО " ... ", являясь организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами "адрес", не оборудовала площадку для сбора твердых бытовых отходов на земельном участке, на котором расположены жилые дома, соответствующую требованиям законодательства.
Решение по делу обжаловано ООО " ... ", которое просило решение отменить, указав на то, что границы земельного участка, на котором расположены многоквартирные жилые дома "адрес", в установленном порядке не определены, в связи с чем его нельзя отнести к общему имуществу собственников помещений указанных домов. Организация мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того, удовлетворив исковые требования прокурора, суд первой инстанции незаконно взыскал с ответчика государственную пошлину в размере ... руб., в то время как ее следовало взыскать в размере ... руб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО " ... " Атамова Н.П. апелляционную жалобу поддержала, прокурор Иванова И.Г. просила решение оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила следующее.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N170 от 27 сентября 2003 года организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пункт 3.7.4 тех же Правил предусматривает, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
В соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N34 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.
Представленные суду доказательства подтверждают, что ООО " ... ", являясь организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами "адрес", площадку для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с указанными требованиям законодательства не оборудовало.
При таких обстоятельствах следует признать, что выводы суда первой инстанции, положенные в основу оспариваемого решения, соответствуют обстоятельствам дела, а требования норм материального права в указанной части применены судом правильно.
То обстоятельство, что границы земельного участка, на котором расположены многоквартирные жилые дома "адрес", в установленном порядке не определены, само по себе не освобождает управляющую организацию от необходимости соблюдения требований законодательства в части оборудования площадки для сбора твердых бытовых отходов, равно как и тот факт, что организация мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения содержащегося в апелляционной жалобе требования об отмене постановленного по делу решения по приведенным в ней доводам.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности уплатить государственную пошлину в размере ... руб.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 200 рублей, а организациями - 4000 рублей.
Судебная коллегия полагает, что при определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ООО " ... " суд должен был руководствоваться размером государственной пошлины, установленной подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением в суд, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Таким образом в связи с неправильным применением материального закона решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взыскания размера государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Изменить решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 9 августа 2013 года в части взыскания с ООО " ... " государственной пошлины в сумме ... рублей и взыскать с ООО " ... " государственную пошлину в размере ... рублей.
В остальной части апелляционную жалобу ООО " ... " на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 9 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.