Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Юркиной И.В., Блиновой М.А.,
при секретаре Сапожниковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии к Николаеву Б.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
поступившее по апелляционной жалобе истца Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по Чувашской Республике о признании Николаева Б.А. утратившим право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: ... , и выселении Николаева Б.А. из жилого помещения, находящегося по адресу: ... , без предоставления другого жилого помещения отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения представителя истца Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии Окайкина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Николаева Б.А. - Каминского В.П., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Арюхиной Ю.М., полагавшей, что решение суда является законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Главное управление МЧС России по Чувашской Республике) обратилось в суд с иском к Николаеву Б.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением в квартире
... и выселении из данной квартиры без предоставления другого жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее.
В соответствии с договором найма служебного жилого помещения от ... N 203 Николаеву Б.А. как сотруднику Государственной противопожарной службы на период прохождения службы предоставлена ... квартира ... (далее - спорная квартира, спорное жилое помещение). Подпунктом 4 пункта 18 договора найма служебного жилого помещения предусмотрено, что по окончании срока службы действие договора прекращается и наниматель и члены его семьи подлежат выселению. Приказом Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от ... N 4-НС Николаев Б.А. уволен из Государственной противопожарной службы на основании пункта "а" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по собственному желанию). В нарушение условий договора по окончании срока службы ответчик спорное жилое помещение не освободил и по настоящее время продолжает проживать в нем.
Николаев Б.А. обратился со встречным иском (с учетом уточнений) к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике о признании права пользования спорным жилым помещением, указав, что своего жилья не имеет, в связи с чем в период прохождения службы был признан нуждающимся в жилом помещении и 29 декабря 2008 года с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения. Полагает, что до реализации права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения он не может быть выселен из спорной квартиры.
В судебном заседании представитель истца Главного управления МЧС России по Чувашской Республике Окайкин В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, в удовлетворении встречного иска просил отказать, суду пояснил, что на момент предоставления спорного жилого помещения стаж работы Николаева Б.А. в правоохранительных органах составлял менее десяти лет, оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением не имеется.
Ответчик Николаев Б.А. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дело без его участия.
В судебном заседании представитель ответчика Николаева Б.А. - Каминский В.П. иск не признал, встречные требования Николаева Б.А. поддержал, пояснив, что Николаев Б.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, выслуга в органах внутренних дел составляет более 10 лет, поэтому он не может быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Представитель третьего лица администрации Калининского района г.Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор Хафизов М.С. полагал, что в удовлетворении иска Главного управления МЧС России по Чувашской Республике следует отказать и удовлетворить встречный иск Николаева Б.А.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" установлено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по Чувашской Республике о признании Николаева Б.А. утратившим право пользования спорным жилым помещением и выселении его из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что на момент прекращения службы ответчик Николаев Б.А. имел выслугу лет в правоохранительных органах более 15 лет, и в настоящее время он состоит в администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В отношении встречного иска Николаева Б.А. суд первой инстанции указал, что заявленный им иск фактически является возражением ответчика на иск Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, в связи с чем не требует принятия отдельного решения.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, находит его постановленным в отрыве от требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о полном и всестороннем исследовании доказательств и их оценке в совокупности, так как судом не были оценены все представленные по делу доказательства.
Из материалов дела следует, что спорная квартира, являющаяся собственностью Российской Федерации и признанная служебным жилым помещением, находится в оперативном управлении у Главного управления МЧС России по Чувашской Республике.
Согласно решению жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 20 декабря 2007 года (протокол N 4) Николаев Б.А. принят на учет нуждающихся в получении служебного жилья в связи с тем, что его обеспеченность жилой площадью по месту регистрации составила менее учетной нормы в размере 14,5 кв.м., установленной по г.Чебоксары Чувашской Республики постановлением главы администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года N 129. Как указано в протоколе, Николаев Б.А. зарегистрирован в ... квартире ... с количеством проживающих 3 человека.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 12 декабря 2008 года (протокол N 4) ответчику Николаеву Б.А. предоставлена спорная служебная квартира, и 29 декабря 2008 года между ним и Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике заключен договор найма служебного жилого помещения N 203, по условиям которого наймодатель Главное управление МЧС России по Чувашской Республике передало Николаеву Б.А. в связи с прохождением службы для временного проживания спорное жилое помещение.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Чувашской Республике от 28 декабря 2009 года (протокол N 7) Николаев Б.А. исключен из списка на служебное жилье в связи с предоставлением спорной служебной ... квартиры.
Николаев Б.А. проходил службу ... (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), приказом от ... он уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "а" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по собственному желанию) с ... , имея по состоянию на день увольнения выслугу лет в календарном исчислении ...
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Таким образом, из материалов дела следует, что спорное служебное жилое помещение было предоставлено ответчику Николаеву Б.А. в связи с прохождением службы в органах противопожарной службы, при этом закон предусматривает заключение договора найма только на период прохождения службы и устанавливает, что увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Возражая против заявленных исковых требований, представитель ответчика Николаева Б.А. - Каминский В.П. указал на то, что Николаев Б.А. не может быть выселен из спорной служебной квартиры, так как он имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет и состоит в администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, приняв во внимание доводы представителя ответчика, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Главного управления МЧС России по Чувашской Республике. Между тем, судом первой инстанции не дана оценка доводам истца о том, что Николаев Б.А. на момент увольнения не состоял в списках сотрудников Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, нуждающихся в улучшении жилищных условий, уволен со службы без права на пенсию, то есть по собственному желанию, и не приобрел права на получение единовременной социальной выплаты, в то время как указанные основания представителем истца заявлялись в судебном заседании.
В связи с этим судебная коллегия считает необходимым отметить следующие обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 133-ФЗ) было предусмотрено, что на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
На тот период времени действовало и продолжает действовать Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел
Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897, которое с учетом действовавшей до 1 января 2005 года редакции статьи 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" о распространении гарантий правовой и социальной защиты и льгот на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, применимо и по отношению к ответчику.
Согласно пункту 27 названного Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
В пункте 28 названного Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Из материалов дела следует, что на момент заключения с Николаевым Б.А. договора найма служебного жилого помещения от 29 декабря 2008 года его выслуга лет в органах противопожарной службы составила более ... Таким образом, к моменту предоставления спорного служебного жилого помещения ответчик Николаев Б.А. не приобрел льготу, при которой он не мог быть выселен из служебного жилого помещения.
Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что у ответчика Николаева Б.А. отсутствует право на получение из федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья с целью улучшения жилищных условий.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России являются выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Росийской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной
службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Принимая во внимание, что ответчик Николаев Б.А. уволен со службы по собственному желанию, он не обладает правом на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии со статьей 6 названного Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1). Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2).
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В части 7 статьи 4 названного Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ указано, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Приведенные нормы права связывают обязанность по предоставлению жилого помещения с фактом принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходит (проходил) службу сотрудник. При этом такая обязанность сохраняется и в случае увольнения сотрудника с правом на пенсию.
Между тем, доказательств того, что по месту службы ответчик Николаев Б.А. был принят Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, в материалах дела не имеется. Кроме того, как пояснил представитель истца, Николаев Б.А. уволен со службы без права на пенсию, что следует из положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Данное обстоятельство представителем ответчика Николаева Б.А. - Каминским В.П. не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание, что спорное служебное жилое помещение было предоставлено ответчику Николаеву Б.А. в связи с прохождением службы, который уволился со службы по собственному желанию, а увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения; к моменту предоставления спорной служебной квартиры ответчик Николаев Б.А. не приобрел льготу, при которой он не мог быть выселен из служебного помещения; в связи с увольнением со службы по собственному желанию ответчик Николаев Б.А. не обладает правом на получение социальной выплаты на приобретение жилья, и у Главного управления МЧС России по Чувашской Республике отсутствует обязанность по предоставлению ответчику жилого помещения согласно Федеральному закону от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; учитывая отсутствие по делу случаев, при которых ответчик не мог быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о признании Николаева Б.А. утратившим право пользования спорной служебной квартирой и выселении его из данной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Тот факт, что на основании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2013 года N 858 Николаев Б.А. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеет юридического значения для разрешения заявленного спора, поскольку
возможность проживания в служебном жилом помещении после увольнения со службы сохраняется лишь при наличии вышеприведенных юридически значимых обстоятельств, которые по делу не установлены.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Главного управления МЧС России по Чувашской Республике.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 сентября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать Николаева Б.А. утратившим право пользования жилым помещением - квартирой ... и выселить Николаева Б.А. из квартиры ... без предоставления другого жилого помещения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.