Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - судьи Макоева А.А.
судей Пазовой Н.М., Шомахова Р.Х.
при секретаре Байсиеве Т.Х.
с участием прокурора Мокаева А.М., Ногерова АМ., представителя Правительства КБР, Текушева А.В., представителя Министерства здравоохранения и курортов КБР
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. заявление Правительства КБР о вынесении дополнительного решения суда
по частной жалобе Правительства КБР
на определение Нальчикского городского суда от 12 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., объяснения Ногерова А.М., представителя Правительства КБР по доверенности N02-2/1 - 400 от 29 января 2013 года, Текушева А.В., представителя Министерства здравоохранения и курортов КБР (Минздрава КБР) по доверенности N5879 от 24 июля 2013 года, поддержавших доводы частной жалобы, мнение прокурора Мокаева А.М., возражавшего против удовлетворения частной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Нальчикского городского суда от 9 июля 2013 года удовлетворен иск Прокурора КБР в интересах Алтуева Б.К. и постановлено признать бездействие Правительства КБР незаконным, обязав его принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата "Нилотиниб (тасигна)" для Алтуева Б.К.
Правительство обратилось в суд с заявлением о вынесении дополнительного решения суда к решению Нальчикского городского суда от 09 июля 2013 года.
В заявлении Правительства КБР указано, что определением Нальчикского городского суда от 5 августа 2013 года им отказано в разъяснении указанного решения суда, со ссылкой на то, что резолютивная часть решения не препятствует пониманию его содержания.
При этом суд в решении сослался на главу 3 Закона КБР от 20 февраля 1999 года "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики", не конкретизировав какое из полномочий Правительства КБР, определенных указанной главой, имел в виду суд, для исполнения им решения суда.
В соответствии со ст. 16 Закона КБР от 20 февраля 1999 года "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики", Правительство КБР обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социальной защиты населения, охраны здоровья.
Во исполнение Постановления правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2013 и 2015 годов", утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам в Кабардино-Балкарской Республике бесплатной медицинской помощи на указанные периоды, согласно которой за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется финансовой обеспечение закупок лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством РФ, гемофилией, моковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнь. Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством РФ (в 2013 году), а также определено, что расходы республиканского бюджета КБР включают в себя обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначен отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством РФ.
Правовая основа для возможности осуществления Министерством здравоохранения и курортов КБР закупки необходимого медицинского препарата "Нилотиниб (тасигна)" и обеспечение им больных Правительством КБР создана.
В соответствии с Законом КБР от 28 декабря 2012 года N 1-1-РЗ " О республиканском бюджет КБР на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов " Министерство здравоохранения и курортов КБР является получателем бюджетных средств на реализацию государственных функций в области здравоохранения.
Изложенное подтверждает, что Правительством КБР приняты все необходимые меры по утверждению нормативно-правовой базы для осуществления уполномоченным органом в сфере здравоохранения- Министерством здравоохранения и курортов КБР деятельности по организации обеспечения лекарственными препаратами больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей.
В резолютивной части судебного решения на Правительство КБР возложено обязательство принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата "Нилотиниб (тасигна)" для Алтуева Б.К. и не уточняется, какие действия оно должно предпринять.
Если в отношении Министерства здравоохранения и курортов КБР в решении суда указаны действия, которые оно должно совершить для его исполнения, а именно: обеспечить Алтуева Б.К. препаратом "Нилотиниб (тасигна)" в соответствии с медицинскими показаниями - 800 мг/сутки, то в отношении- Правительства КБР такие действия не определены и не указаны, а формулировка "принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата", в резолютивной части решения суда не содержит в себе указаний на действия, которые обязан совершить ответчик, и не позволяет правительству КБР определить эти действия.
Поскольку решение суда не содержит в себе указаний на действия, которые должно совершить Правительство КБР, что создает невозможность исполнения правительством КБР решения суда, в соответствии с 2 ч. 1 ст. 201 ГПК РФ, просит суд вынести дополнительное решение к решению Нальчикского городского суда от 9 июля 2013 года, указав действия, которые должно совершить Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Представитель Правительства КБР Токаренко Ю.А. поддержала заявление и просил его удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Заинтересованное лицо - Алтуев Б.К. в судебном заседании не присутствовал, представив заявление о рассмотрении дела без его участия. Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 201 ГПК РФ рассмотрел заявление без его участия.
Представитель заинтересованного лица- Министерства здравоохранения и курортов КБР - Текушев А.В. не возражал против удовлетворения заявления Правительства КБР.
Представители заинтересованных лиц - Прокурора КБР, Министерства финансов КБР, Управления Росздравнадзора по КБР в судебном заседании не присутствовали. Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 201 ГПК РФ рассмотрел заявление без их участия.
Определением Нальчикского городского суда КБР от 12 сентября 2013 года Правительству Кабардино-Балкарской Республики в удовлетворении заявления о принятии дополнительного решения к решению Нальчикского городского суда от 9 июля 2013 года отказано.
В частной жалобе Правительство КБР просит отменить определение Нальчикского городского суда от 12 сентября 2013 года и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В жалобе указывается следующее.
В решении и обжалуемом определении суд сослался на главу III Закона КБР от 20 февраля 1999 года N 5-РЗ "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" (Полномочия Правительства КБР), не конкретизировав какое из полномочий Правительства КБР определенных указанной главой имел ввиду суд для исполнения им решения суда.
В соответствии со статьей 16 Закона КБР от 20 февраля 1999 года N 5-РЗ "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" Правительство КБР обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социальной защиты населения, охраны здоровья.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" постановлением Правительства КБР от 18 января 2013 года N 22-ПП утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам в Кабардино-Балкарской Республике бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и2015 годов, согласно которой за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение закупок лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации (в 2013 году), а также определено, что расходы республиканского бюджета КБР включают в себя обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Таким образом, правовая основа для возможности осуществления Министерством здравоохранения и курортов КБР закупки необходимого медицинского препарата "нилотиниб" ("тасигна") и обеспечения им больных Правительством КБР создана.
В соответствии с Законом КБР от 28 декабря 2012 года N 101-РЗ "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Министерство здравоохранения и курортов КБР является получателем бюджетных средств на реализацию государственных функций в области здравоохранения.
Изложенное подтверждает, что Правительством КБР приняты все необходимые меры по утверждению нормативно-правовой базы для осуществления уполномоченным органом в сфере здравоохранения Министерством здравоохранения и курортов КБР деятельности по организации обеспечения лекарственными препаратами больных с злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей.
В резолютивной части судебного решения на Правительство Кабардино-Балкарской Республики возложено обязательство - принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата "нилотиниб" ("тасигна") для Алтуева Б.К. и не уточняется, какие действия оно должно предпринять.
Если в отношении Министерства здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики в решении суда указаны действия, которые оно должно совершить для его исполнения, а именно "обеспечить Алтуева Б.К. медицинским препаратом "нилотиниб" ("тасигна") в соответствии с медицинскими показаниями - 800 мг. в день", то в отношении Правительства Кабардино-Балкарской Республики такие действия не определены и не указаны, а формулировка "принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата" в резолютивной части решения суда не содержит в себе указаний на действия, которые обязан совершить ответчик, и не позволяет Правительству Кабардино-Балкарской Республики определить эти действия.
В настоящее время в указанном решении суда не содержится указаний на действия, которые должно совершить Правительство Кабардино-Балкарской Республики, что создает невозможность исполнения им решения суда, а поскольку определением от 5 августа 2013 года Правительству Кабардино-Балкарской Республики отказано в удовлетворении заявления о разъяснении указанного решения суда, а определением от 12 сентября 2013 года Правительству Кабардино-Балкарской Республики отказано в вынесении дополнительного решения, что не позволяет Правительству КБР определить меры которые ему надлежит принять для исполнения решения суда, и соответственно исполнить его, что нарушает его права и интересы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
В соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 201 ГПК РФ, суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если:
1) по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда;
2) суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик;
3) судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
Из материалов дела следует, что решением Нальчикского городского суда от 9 июля 2013 года по иску прокурора КБР в интересах Алтуева Б.К. к Правительству КБР постановлено:
Исковые требования Прокурора Кабардино-Балкарской Республики в интересах Алтуева Б.К. к Правительству КБР, Министерству здравоохранения КБР удовлетворить.
Признать бездействие Правительства Кабардино-Балкарской Республики незаконным.
Обязать Правительство Кабардино-Балкарской Республики принять меры по организации мероприятий направленных на приобретение лекарственного препарата " Нилотиниб " ( Тасигна ) для Алтуева Б.К.
Обязать Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики обеспечить Алтуева Б.К.медицинским препаратом "Нилотиниб" (Тасигна ) в соответствии с медицинскими показаниями - 800 мг. в день.
Обязать Министерство здравоохранение Кабардино-Балкарской Республики заключить в соответствии с п.п.6 п.2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контракт на приобретение лекарственного средства " Нилотиниб " ( Тасигна ) в соответствии с медицинскими показаниями - 800 мг. в сутки для оказания срочной медицинской помощи на время проведения торгов по закупке этого препарата для Алтуева Б.К.
Обратить решение суда к немедленному исполнению в части принятия мер по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата "Нилотиниб " ( Тасигна) для Алтуева Б.К., а также обеспечения его указанным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями - 800 мг. в день, то есть в резолютивной части решения суда указано о возложении обязанности на Правительство Кабардино-Балкарской Республики принять меры по организации мероприятий направленных на приобретение лекарственного препарата " Нилотиниб " (Тасигна) для Алтуева Б.К.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что порядок и механизм обеспечения граждан бесплатными лекарственными средствами и организация связанных с этим мероприятий, урегулированы законами КБР и нормативными актами самого Правительства КБР.
При этих обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что Правительству КБР необходимо лишь неукоснительно выполнять принятые им же нормативные акты и соблюдать требования закона, в частности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20 февраля 1999г. N 5-РЗ "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики", главой 3 которого регламентированы его полномочия, в рамках которых возможно исполнение принятого решения без его дополнения.
При этих обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Нальчикского городского суда КБР от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, частную жалобу Правительства КБР - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Верховного Суда КБР Пазова Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.