Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Созаевой С.А.
при секретаре - Байсиеве Т.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молова М.А. по иску к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по КБР о защите прав потребителей и восстановлении права существовавшего до его нарушения,
по апелляционной жалобе представителя ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" - Чеченова А.А. на решение Нальчикского городского суда от 17 сентября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
УСТАНОВИЛА:
Истица - Молова М.А., обратилась в суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала по КБР о защите прав потребителей, в котором просит обязать ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" внести изменения на лицевой счет N 700050, по дому Молова М.А. N по "адрес" в "адрес", исключив из начислений необоснованно начисленную сумму равную 85791,45 руб., признать действия ответчика по начислению стоимости природного газа израсходованного на отопление "адрес" в "адрес", незаконными, взыскать с ответчика 15000 руб., потраченных ею на услуги представителя в соответствии со ст. 100 ГПК РФ, взыскать с ответчика 100000 руб. в счет компенсации морального вреда, в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" освободить от уплаты государственной пошлины.
Исковые требования истица мотивирует тем, что как работнику сельской школы, государство в соответствии со ст. 55 Федерального закона "Об образовании" обязано было предоставить ей жилье с бесплатным отоплением и освещением.
Обязанность по оплате услуг отопления в полном размере на педагогических работников, проживающих в сельской местности, с правом на последующее получение компенсационных выплат, республиканским законодательством возложена лишь с 04.06.2010 г., а до этого ответчик, как топливоснабжающая организация, обязан был предоставить педагогическим работникам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, скидку в виде полной стоимости услуги отопления и получить компенсацию за предоставление данных льгот на основе Постановления Правительства КБР от 25.12.2004 г. N 354-ПП.
Ответчик не вправе предъявлять к оплате потребителю - педагогическому работнику стоимость услуги отопления ни полностью, ни в какой-либо части.
При отсутствии каких-либо обязательств перед поставщиком топлива по оплате стоимости топлива потраченного истцами на отопление своего жилья, требования оплаты стоимости газа за период времени с 2007 г. по 2009 г. включительно, являются незаконными и необоснованными.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 17 сентября 2013 г. постановлено:
Исковые требования Молова М.А. удовлетворить частично.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" внести изменения на лицевой счет N 700050, по дому Молова М.А. N по "адрес" в "адрес", исключив из начислений необоснованно начисленную сумму, равную 85791,45 руб.
Признать незаконными действия ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" по начислению стоимости природного газа израсходованного на отопление "адрес" в "адрес".
Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в пользу Молова М.А. в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя 15000 рублей.
Отказать во взыскании с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в пользу Молова М.А. 100000 рублей в счет компенсации морального вреда, в связи с необоснованностью.
Отказать в освобождении Молова М.А. от уплаты государственной пошлины, в связи с необоснованностью.
Взыскать с Молова М.А. в доход бюджета городского округа Нальчик государственную пошлину в размере 2974 руб.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР от 17 сентября 2013 года, представитель ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда КБР отменить, и принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе указано, что ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" не оспаривает право Истцов на меры социальной поддержки. Вместе с тем, по мнению ответчика, суд первой инстанции не имел правовых оснований для возложения на поставщика газа обязанности по списанию задолженности по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 55 Закона РФ "Об образовании" работники образовательных учреждений в сельской местности обеспечиваются бесплатным отоплением и освещением.
Федеральным законом N122-ФЗ от 22.08.2004 г. пункт 9 статьи 63 Основ был признан утратившим силу. Однако в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 07.02.2008г. N383-О-П, Закон N122-ФЗ не отменяет право работников образовательных учреждений в сельской местности на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), а, напротив, обеспечивает возможность сохранения указанных льгот после 01.01.2005 г.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" не оспаривает право истца на меры социальной поддержки, о которых было сказано выше. Вместе с тем, по мнению ответчика, правовые основания для возложения на поставщика газа обязанности по списанию задолженности, а также запрета на начисление истцу платы за газ в дальнейшем необоснованны по следующим основаниям.
В силу ст. 50 ГК РФ, ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" является коммерческой организацией, имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права других лиц, в том числе, юридических.
Согласно действующему законодательству РФ, предоставление гражданам мер социальной поддержки является прерогативой государства и его расходными обязательствами. То есть, обязанность по предоставлению льгот отдельным категориям граждан лежит именно на государстве в лице органов государственной власти и местного самоуправления. Оно же определяет размер и порядок предоставления мер социальной поддержки.
Данное утверждение основывается не только на нормах законодательства, оно также соответствует правовой позиции Конституционного Суда. Так, в соответствии с п. 3 Определения КС РФ N383-О-П от 07.02.2008 г. " ... в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения)".
Федеральным законом N122-ФЗ в целях приведения системы социальной защиты граждан, пользующихся льготами в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в "Основы законодательства об охране здоровья граждан" внесены изменения, в соответствии с которыми установление размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки специалистам в сельской местности отнесено к ведению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Кабардино-Балкарская Республика реализовала указанные полномочия, путем принятия Закона от 29.12.2004 г. N57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в КБР" и Постановления Правительства Республики от 08.05.2008 г. N108-ПП "Об осуществлении ежемесячной денежной выплаты специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа".
Льготы специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, сохранены Законом КБР N57-РЗ. Изменилась лишь форма предоставления указанных мер социальной поддержки - натуральные льготы по оплате отопления заменены соответствующими Ежемесячными денежными выплатами.
Постановления Правительства КБР от 04.06.2010 г. N122-ПП утвержден "Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа".
В соответствии с указанным Порядком, предоставление ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) осуществляется Министерством труда и социального развития КБР и управлениями труда и соцразвития муниципальных районов и городских округов.
Согласно указанному Порядку, льготы граждан не учитываются в расчетах между потребителем коммунальных услуг и организацией, предоставляющей такие услуги. Газоснабжающая организация лишь предоставляет в установленном порядке сведения об объеме потребленного льготником газа, для последующей выплаты ему денежной компенсации.
Таким образом, в настоящее время обстоятельства, препятствующие реализации прав граждан на меры социальной поддержки по оплате газа, отсутствуют. То, что Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации был утвержден только 04.06.2010 г., не означает, что он применяется только с указанной даты, поскольку, указанный Порядок не устанавливает право граждан на льготы, а, как было сказано выше, разъясняет механизм реализации этого права.
Исходя из вышеизложенного, истец не имеет правовых оснований требовать от коммерческой организации предоставления натуральных льгот в виде бесплатного отопления, а также не начислять плату за потребленный газ. Действующее законодательство не возлагает на ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обязанность по безвозмездной передаче истцу имущества (в данном случае топлива - природного газа).
В соответствии с пунктом 4.1.3 Публичного договора газоснабжения абонент обязан обратиться в Газоснабжающую организацию либо в уполномоченную Газоснабжающей организацией на основании договора газораспределительную организацию для открытия лицевого счета и представить ей следующие документы:
а) для жилого дома (части жилого дома): абонентская книжка (если была ранее); проект газификации; свидетельство о праве собственности на жилой дом; домовая книга, выкопировка из паспорта БТИ, документ, подтверждающий право на предоставление мер социальной поддержки, техническая документация на СГ (паспорт); договор на техническое обслуживание ВДГО. проживающие в сельской местности предоставляют справку из соответствующего органа местного самоуправления о количестве проживающих человек, а также о поголовье имеющегося скота.
Не исполнение указанных требований потребителем газа делает невозможным реализацию им предоставленных законом льгот и мер социальной поддержки.
Ссуд первой инстанции не учел, что Истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, Истец не обращался в адрес Ответчика с письменной офертой, содержащую сведения об имеющихся у них мерах социальной поддержки по оплате газа, соответственно основания для обращения в суд у Истца отсутствовали.
В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя. При этом согласно указанной статье, размер взыскиваемых со стороны судебных расходов, ограничен критерием разумности.
По мнению ответчика, при рассмотрении дела суд первой инстанции не принял во внимание сложность дела, отсутствие существенных временных затрат представителя при подготовке материалов и участии в судебном заседании, а также несоразмерность стоимости юридических услуг, оказанных представителем истцу, объему трудозатрат, которые могут быть реально понесены при подготовке квалифицированным специалистом подобного рода заявления.
Таким образом, размер суммы судебных расходов, взысканной судом первой инстанции в пользу истца, представляется не соответствующим требованию разумности, установленному статьей 100 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости в целях проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального права проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы доводов, содержащихся в апелляционных жалобе.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ и ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением газа, применяются правила о договоре энергоснабжения. Оплата газа производится за фактически принятое количество энергии (газа).
По утверждению истицы за период с 2007 по 2009 годы ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" начислило ей к оплате 95800,05 рублей, куда входит стоимость газа, израсходованного на отопление дома. По мнению Истицы Ответчик необоснованно начислил к оплате 85791, 45 рублей. К иску приобщена справка о состоянии расчетов за потребленный газ за период с 01 января 2007 г. по 31 декабря 2009 г. по л/с N абонента Молова М.А., проживающей по адресу: "адрес"., подтверждающая образовавшуюся задолженность.
Согласно справки МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" Молова М.А. действительно работала учителем в период с 15.08.95 г. по 01.09.2011 г. (л.д.10).
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании" Молова М.А. могла бы иметь право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, с учетом того, что истица являлась педагогическим работником образовательного учреждения, проживающим в сельской местности.
Однако согласно выписки из похозяйственной книги N 8 Местной администрации "адрес" она значится вновь прибывшей по адресу: "адрес" 1999 году (л.д.9).
Копией личного паспорта Моловой М.А. подтверждается её регистрация по адресу: "адрес", ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Других данных о проживании Моловой М.А. в сельской местности в деле не имеется.
Следовательно, как не проживающая в сельской местности, Молова М.А. не вправе была претендовать на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности за период до 22 апреля 1999 года.
Постановлением Правительства КБР от 25.12.2004 N 354-ПП было утверждено "Положение о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг" (Утратило силу с 6 февраля 2009 года в связи с изданием Постановления Правительства КБР от 06.02.2009 N 14-ПП).
Учет граждан, имеющих право на получение льгот в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, осуществлялся департаментами труда и социального развития администраций городов и районов республики, Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Подтверждение прав на получение льгот было основано на заявительном характере с момента обращения гражданина на предприятие, предоставляющее льготу по оплате услуг. На основании заявлений граждан о подтверждении права на льготы при получении услуг жилищно-коммунального хозяйства Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и департаменты труда и социального развития городов и районов вели банк данных жителей республики, имеющих право на льготы в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Постановлением Правительства КБР от 06.02.2009 N 14-ПП утвержден "Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике"
Как и прежде право на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК) основано на заявительном характере с момента обращения гражданина, с предоставлением документов, необходимых для регистрации в качестве получателя льгот. Регистрация осуществляется Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и территориальными управлениями труда и социального развития по муниципальным районам и городским округам.
Приказом Минтрудсоцразвития КБР от 20.12.2007 N 180-П утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению (исполнению) государственной услуги (функции) "Учет граждан, имеющих право на льготы, и осуществление возмещения предприятиями и организациями выпадающих доходов за оказанные услуги".
Согласно Административному регламенту, исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с перечисленными в нем нормативными актами, в том числе Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельной категории граждан в КБР".
Для регистрации в качестве получателя льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг заявитель обращается в Территориальное управление по месту жительства с подлинниками необходимых документов. Копии документов, заверенные соответствующим образом, могут направляться по почте (п.2.2.3).
3.1.1. Юридическим основанием для регистрации гражданина и внесения его в Республиканскую базу данных является наличие удостоверения или иных документов соответствующей льготной категории, дающих право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг (п.3.1.1).
В соответствии с пунктом 3.6 Публичного Договора поставки газа населению КБР и оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, поставки газа населению КБР и оказании услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, действовавших с 20 июля 2005 года, граждане имели право пользоваться льготами в предусмотренных законом случаях с момента регистрации указанных льгот у Газоснабжающей организации. Абонентам, имеющим право на льготы по оплате газа, льготы предоставляются с момента предъявления и регистрации у Газоснабжающей организации соответствующих документов (удостоверения, справки и т.п.) о праве на льготы. В соответствии с пунктом 4.1.3 публичного Договора газоснабжения, действующего с 1 января 2008 года, абонент обязан был обратиться в Газоснабжающую организацию либо в уполномоченную Газоснабжающей организацией на основании договора газораспределительную организацию для открытия лицевого счёта и предъявить помимо сведений о заявителе, необходимые для заключения договора, следующие документы:
-копия основного документа, удостоверяющего личность, - для заявителя-гражданина,
- документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями;
- документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях;
- документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям;
- документы, подтверждающие предоставление гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить, мер социальной поддержки по оплате газа и другие документы.
Неисполнение этих требований потребителем газа делало невозможным реализацию им предоставленных законом льгот и мер социальной поддержки. Тем самым, право на льготы могло возникнуть после обращения Моловой М.А. в соответствующие организации с заявлением об их желании воспользоваться этими льготами и мерами социальной поддержки и только после подтверждения своего права на эти льготы и меры социальной поддержки путём предоставления необходимых документов.
В материалах дела имеется заявление от 15.08.2008 г. адресованное директору ОАО "Каббалкгаз" Молову А.А. с просьбой произвести перерасчет на основании ФЗ РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании". К заявлению приложены: копия паспорта, копия трудовой книжки, справка с места работы, выписка из похозяйственной книги. Перечень предоставленных документов явно не соответствует перечню, указанному в Публичном договоре. Заявление о предоставлении льгот в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в деле отсутствует.
Судебная коллегия установила, что истица не воспользовалась своим правом на получение льгот по оплате жилья с отоплением, поскольку право на получение льгот основано на заявительном характере.
Судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные Моловой М.А. требования о возложении на ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обязанности произвести перерасчет по лицевому счету N за период с 2007 по 2010 г., исключив указанную в лицевом счёте задолженность 85791,45 руб., не подлежат удовлетворению.
Поскольку обстоятельства дела подтверждены имеющимися в деле доказательствами, однако изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущено нарушение норм материального права, что в силу пунктов 3 и 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия считает возможным отменить постановленное судом решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Моловой М.А.
Руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда от 17 сентября 2013 года отменить и принять по делу новое решение. В удовлетворении иска Молова М.А. к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" о возложении обязанности внести изменения на лицевой счет N по дому N по "адрес" в "адрес", исключив начисленную сумму 85791 руб. 45 коп.; - признании незаконными действий ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" по начислению стоимости природного газа израсходованного на отопление "адрес" в "адрес",
- взыскании с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" 100000 руб. в счет компенсации морального вреда;
взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя 15000 рублей - отказать.
Председательствующий: А.А. Макоев
Судьи: С.А. Созаева
Е.И. Жерновой
Копия верна: Е.И. Жерновой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.