Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего - Пазовой Н.М.,
судей Созаевой С.А. и Тхагалегова З.Т.,
при секретаре: Геттуеве А.А.,
с участием: представителя истца Батовой И.А. - Бесланеева Р.Б. по доверенности от 20.02.2013г., представителя ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" - Апшева Б.Х. по доверенности N 233/2-13 от 31.07.2013г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тхагалегова З.Т. гражданское дело по иску Батовой Инны Амирхановны к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в КБР об обязании внесения изменений в лицевой счет абонента, исключении необоснованно начисленной суммы в размере 38270,66 рублей и взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Нальчикского городского суда КБР от 08 июля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Батова И.А. обратилась в суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", в котором просила обязать ответчика внести изменения в лицевой счет N по дому N по "адрес" в "адрес", исключив необоснованно начисленную сумму в размере 38270,66 рублей и взыскать судебные расходы, потраченные на услуги представителя в размере 25000 рублей.
В обоснование иска указала, что являясь педагогическим работником с 1994 года и проживая в сельской местности, в соответствии со ст. 55 Федерального закона РФ "Об образовании" она, имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, в связи с чем обязана оплачивать лишь тот объем потреблённого газа, который был израсходован на приготовление пищи и подогрев воды. Она неоднократно обращалась к ответчику с просьбой произвести перерасчет, однако положительного результата не добилась. Из приложенного к исковому заявлению расчетов видно, что ответчик ей за период с 2007 года по 2009 год начислил в оплате 38170,1 рублей, куда входит стоимость газа израсходованного на отопление ее дома, однако за указанный период она должна была оплатить лишь 10008,60 рублей за приготовление пищи и подогрев воды. За период с 01.01.2010г. по 30.06.2010г. ей начислили 12524,16 рубля куда входит стоимость газа израсходованного на отопление ее дома, однако за указанный период она должна была оплатить лишь 2415 рублей. Таким образом, ответчик необоснованно начислил ей к оплате 38270,66 рублей.
Ссылаясь на гражданское законодательство, Федеральный закон "Об образовании", Закон КБР от 29.12.2004 N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в КБР, Постановление Правительства КБР от 04.06.2010г. N 122-ПП, просила суд удовлетворить ее требования.
В возражении на исковое заявление ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" просило отказать в удовлетворении исковых требовании Батовой И.А., указав, что ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" является коммерческой организацией и не должно отвечать за обязательства государства. В связи с этим истец не имеет правовых оснований требовать от коммерческой организации предоставления натуральных льгот в виде бесплатного отопления, поскольку действующее законодательство не возлагает на ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обязанности по безвозмездной передаче истцу имущества - природного газа.
Предоставление гражданам мер социальной поддержки является прерогативой государства и его расходными обязательствами, то есть обязанность по предоставлению льгот отдельным категориям граждан лежит именно на государстве в лице органов государственной власти и местного самоуправления.
Постановлением Правительства КБР от 04.06.2010 г. N122-ПП, утвержден "Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа". В соответствии с указанным Порядком, предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется Министерством труда и социального развития КБР и управлениями труда и соцразвития муниципальных районов и городских округов. При этом, газоснабжающая организация лишь предоставляет в установленном порядке сведения об объеме потребленного льготником газа, для последующей выплаты ему денежной компенсации. То, что Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации был утвержден только 04.06.2010 г., не означает, что он применяется только с указанной даты, поскольку, указанный Порядок не устанавливает право граждан на льготы, а разъясняет механизм реализации этого права.
Также полагали, что надлежащей формой защиты нарушенного права истца было бы требование о выплате ежемесячных денежных компенсации, адресованное соответствующим публично-правовым образованиям КБР - Министерству труда и социального развития КБР, Министерству финансов КБР и Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ в КБР. К ним же должны обращаться и претензии получателей льгот относительно размера, условии и порядка предоставления мер социальной защиты.
Истец Батова И.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя.
Представитель истца Батовой И.А. - Бесланеев Р.Б. поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" - Аппаев Р.М. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в возражении.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 08 июля 2013 года постановлено:
Исковое заявление Батовой Инны Амирхановны к Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в лице филиала в КБР удовлетворить частично.
Обязать ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" внести изменения на лицевой счет Батовой Инны Амирхановны N 40758, исключив начисленную сумму в размере 38 270 рублей 66 копеек.
Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в пользу Батовой Инны Амирхановны в счет оплаты услуг представителя 15 000 рублей.
Взыскать с ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в доход бюджета городского округа Нальчик КБР государственную пошлину в размере 1 348 рублей.
Не согласившись с данным решением, ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Нальчикского городского суда КБР от 08 июля 2013 года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивировав доводами, аналогичными, изложенными в возражении на исковое заявление, также указывает, что в соответствии с пунктом 4.1.3 Публичного договора газоснабжения абонент обязан обратиться в Газоснабжающую организацию либо в уполномоченную Газоснабжающей организацией на основании договора газораспределительную организацию для открытия лицевого счета и представить ей следующие документы: а) для жилого дома (части жилого дома): абонентская книжка (если была ранее); проект газификации; свидетельство о праве собственности на жилой дом; домовая книга, выкопировка из паспорта БТИ, документ, подтверждающий право на предоставление мер социальной поддержки, техническая документация на СГ (паспорт); договор на техническое обслуживание ВДГО; проживающие в сельской местности предоставляют справку из соответствующего органа местного самоуправления о количестве проживающих человек, а также о поголовье имеющегося скота. Не исполнение указанных требований потребителем газа делает невозможным реализацию им предоставленных законом льгот и мер социальной поддержки.
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N549 (п. 7, 8 (з)), установлена обязанность абонента направлять письменную оферту поставщику газа, содержащую сведения об имеющихся у него мерах социальной поддержки по оплате газа, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции учел, что истцом был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, истец действительно обращался в адрес ответчика с заявлением о перерасчете, но к заявлению не был приложен необходимый перечень документов содержащий сведения об имеющихся у истца мерах социальной поддержки по оплате газа, а равно и других необходимых документов дающих основание для произведения перерасчета. Соответственно в произведении перерасчета истцу было отказано.
Кроме того, считают, что при разрешении вопроса о взыскании расходов по оплате услуг представителя, суд первой инстанции не принял во внимание сложность дела, отсутствие существенных временных затрат представителя при подготовке материалов и участии в судебном заседании, а также несоразмерность стоимости юридических услуг, оказанных представителем истцу, объему трудозатрат, которые могут быть реально понесены при подготовке квалифицированным специалистом подобного рода заявления. Спор был разрешен в одном судебном заседании. После подачи искового заявления каких-либо дополнительных документов, доказательств в ходе рассмотрения дела истцом предоставлено не было. Таким образом, размер суммы судебных расходов, взысканной судом первой инстанции в пользу истца, представляется не соответствующим требованию разумности, установленному статьей 100 ГПК РФ.
Надлежащим образом извещенная о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции истец Батова И.А. в суд не явилась.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Тхагалегова З.Т., обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем ответчика ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" - Апшевым Б.Х., выслушав возражения представителя истца Батовой И.А. - Бесланеева Р.Б., Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесениемновогорешения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" Батова И.А. имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, и с учетом того, что является педагогическим работником образовательного учреждения, проживающим в сельской местности.
Федеральным законом от 29.12.2010г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании". В абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" исключены. Второе предложение изложено в следующей редакции: "Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения". Пункт 5 статьи 55 Закона дополнен предложением следующего содержания: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации".
Постановлением Правительства КБР от 25.12.2004г. N 354-ПП было утверждено "Положение о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг" (Утратило силу с 06.02.2009г. в связи с изданием Постановления Правительства КБР от 06.02.2009г. N 14-ПП).
Положение устанавливало порядок финансирования расходов предприятий и организаций, предоставляющих гражданам, имеющим право на государственную социальную поддержку в виде льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами.
Расходы, связанные с предоставлением льгот гражданам, учтенным в федеральном регистре, финансировались за счет федеральных субсидий из Фонда компенсаций, а гражданам, учтенным в республиканском регистре, - за счет средств республиканского бюджета КБР, предусмотренных на текущий финансовый год.
Предоставление субсидий и субвенций осуществляло Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики на основании сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на текущий финансовый год и объемов финансирования, фактически выделяемых федеральным бюджетом. Возмещение предприятиям и организациям затрат, связанных с предоставлением гражданам республики льгот, производилось Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики на основании информации о предоставленных льготах.
Перечень предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства (включая топливно-энергетический комплекс), являющихся получателями этих средств, определялся в установленном порядке Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Учет граждан, имеющих право на получение льгот в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, осуществлялся департаментами труда и социального развития администраций городов и районов республики, Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
Подтверждение прав на получение льгот было основано на заявительном характере с момента обращения гражданина на предприятие, предоставляющее льготу по оплате услуг. На основании заявлений граждан о подтверждении права на льготы при получении услуг жилищно-коммунального хозяйства Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и департаменты труда и социального развития городов и районов вели банк данных жителей республики, имеющих право на льготы в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Постановлением Правительства КБР от 06.02.2009г. N 14-ПП (ред. от 30.06.2010г.) утвержден "Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике"
Как и прежде право на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК) основано на заявительном характере с момента обращения гражданина, с предоставлением документов, необходимых для регистрации в качестве получателя льгот. Регистрация осуществляется Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и территориальными управлениями труда и социального развития по муниципальным районам и городским округам.
Приказом Министерством труда и социального развития КБР от 20.12.2007г. N 180-П утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению (исполнению) государственной услуги (функции) "Учет граждан, имеющих право на льготы, и осуществление возмещения предприятиями и организациями выпадающих доходов за оказанные услуги".
Согласно Административному регламенту, исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с перечисленными в нем нормативными актами, в том числе Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельной категории граждан в КБР".
Для регистрации в качестве получателя льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг заявитель обращается в Территориальное управление по месту жительства с подлинниками необходимых документов. Копии документов, заверенные соответствующим образом, могут направляться по почте (п.2.2.3).
Финансирование мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам льготных категорий осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных на текущий финансовый год (п.2.2.6).
Юридическим основанием для регистрации гражданина и внесения его в Республиканскую базу данных является наличие удостоверения или иных документов соответствующей льготной категории, дающих право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 2.3.8 и 3.6 Публичного Договора поставки газа населению КБР и оказании услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, действовавших с 20 июля 2005 года, граждане имеют право пользоваться льготами в предусмотренных законом случаях с момента регистрации указанных льгот у Газоснабжающей организации. Абонентам, имеющим право на льготы по оплате газа, льготы предоставляются с момента предъявления и регистрации у Газоснабжающей организации соответствующих документов (удостоверения, справки и т.п.) о праве на льготы. В соответствии с пунктом 4.1.3 публичного Договора газоснабжения, действующего с 1 января 2008 года, абонент обязан был обратиться в Газоснабжающую организацию либо в уполномоченную Газоснабжающей организацией на основании договора газораспределительную организацию для открытия лицевого счета и предъявить в числе иных документов и документ, подтверждающий право на предоставление ему мер социальной поддержки, о количестве проживающих человек. Неисполнение этих требований потребителем газа делает невозможным реализацию им предоставленных законом льгот и мер социальной поддержки.
Тем самым, право на льготы может возникнуть после обращения Батовой И.А. в соответствующие организации с заявлением о ее желании воспользоваться этими льготами и мерами социальной поддержки и только после подтверждения своего права на эти льготы и меры социальной поддержки путем предоставления необходимых документов.
Таким образом, принимая во внимание, что предоставление указанных льгот носит заявительный характер, Судебная коллегия находит, что право на получение указанных мер социальной поддержки следует признать со дня обращения Батовой И.А. с заявлением в соответствующие организации.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Решение суда об удовлетворении требований Батовой И.А ... не может быть признано законным и обоснованным в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ). Решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Батовой И.А. к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 08 июля 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Батовой Инны Амирхановны к ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" об обязании внести изменения в лицевой счет N по дому N по "адрес" в "адрес", исключив необоснованно начисленную сумму в размере 38270 рублей 66 копеек и взыскании судебных расходов, потраченных на услуги представителя в размере 25000 рублей, отказать.
Председательствующий Н.М.Пазова
Судьи С.А.Созаева
З.Т.Тхагалегов
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР З.Т.Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.