Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Кокшаровой Е.А., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Тогочаевой К.А.,
с участием прокурора - Кулеевой Л.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.Д.Б. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 23 августа 2013 года, которым
в удовлетворении заявления К.Д.Б. об отмене регистрации Д.А.Ж. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования "Кош-Агачский район" от регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай отказано.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Д.Б. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Д.А.Ж. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования "Кош-Агачский район", мотивируя свои требования тем, что является кандидатом на должность главы муниципального образования "Кош-Агачский район", считает, что выдвижение Д.А.Ж. как кандидата на должность главы муниципального образования "Кош-Агачский район" от регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай было произведено с нарушением Федерального закона "О политических партиях" и Устава политической партии "Справедливая Россия". Заявитель полагает, что конференция регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай, прошедшая "дата", была неправомочной, решения конференции незаконными, так как присутствующие на данной конференции делегаты не имели соответствующих полномочий. При проведении процедуры тайного голосования на конференции, была нарушена процедура тайного голосования, а именно, голосование проводилось в помещении в присутствии посторонних, заинтересованных лиц, места для голосования не были оборудованы специальной кабинкой или ширмой. Д.А.Ж. до "дата" уклонялся от письменного согласия о поддержке его кандидатуры данной партией и до решения Совета от "дата", поддержки 10 членов партии не мог получить. Кроме того, Д.А.Ж. не получал согласия руководящих лиц местных отделений партии, входящих в состав регионального отделения. Заявитель полагает вышеуказанные обстоятельства вновь открывшимися, являющимися снованием для отмены регистрации заинтересованного лица.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился К.Д.Б. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, указывая, что судом были неверно применены нормы права. Такое толкование норм права, регламентирующих компетенцию по выдвижению кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления, ограничивает местное отделение политической партии на участие в выборах. Более того, при выдвижении кандидата на выборную должность местного самоуправления региональным отделением политической партии, становится невозможной реализация местным отделением политической партии своей компетенции, закрепленной уставом политической партии "Справедливая Россия", ограничивая участие местного отделения политической партии в выборах. В Уставе политической партии "Справедливая Россия" закреплена компетенция местного отделения политической партии и содержится порядок выдвижения местным отделением кандидатов на должность главы муниципального отделения. Толкование положений Устава политической партии "Справедливая Россия" таким образом, что Конференция регионального отделения может выдвигать кандидатуры на выборные должности местного самоуправления, не должно дискредитировать компетенцию иных структурных подразделений политической партии в случае их наличия. В нарушение подп.1 п.2 ст. 45 Устава партии Совет регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" вынес вопрос на рассмотрение регионального отделения политической партии. Решение Совета регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай от "дата" N ПС не может быть положено в основу решения суда, поскольку отсутствует протокол принятия данного решения, что свидетельствует о его недействительности. Поскольку на территории Кош-Агачского района Республики Алтай действует местное отделение политической партии "Справедливая Россия", конференция регионального отделения не вправе была принимать решение о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования "Кош-Агачский район". Более того, временная избирательная комиссия муниципального образования "Кош-Агачский район" зарегистрировала Д.А.Ж. кандидатом на должность главы МО "Кош-Агачский район", выдвинутым в порядке самовыдвижения, без соблюдения требований законодательства о выборах, предъявляемых к кандидатам, выдвигающим свои кандидатуры в порядке самовыдвижения.
В отзыве на апелляционную жалобу, региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя А.С.М. поддержавшего доводы жалобы, представителей заинтересованных лиц: Д.А.Ж. - К.В.В., регионального отделения партии "Справедливая Россия" - Г.А.А. С.Р.К. полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора, согласно которого апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно п. 7 ст. 76 Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 ФЗ N 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, названо несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 данного Федерального закона.
Разрешая требования К.Д.Б. зарегистрированного кандидатом на должность Главы МО "Кош-Агачский район" и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таких нарушений допущено не было.
В силу статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 данного Федерального закона определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Согласно ч.2 ст. 36 названного Федерального закона, политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что на территории Республики Алтай зарегистрировано и действует региональное отделение партии "Справедливая Россия". На территории Кош-Агачского района действует созданное в порядке установленном законом местное отделение политической партии "Справедливая Россия".
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, положения ст.27-30, 42-45 Устава политической партии "Справедливая Россия", суд первой инстанции установил, что региональное и местное отделение партии обладают равными правами на выдвижение кандидата на должность главы муниципального образования, в связи с чем, пришел к правомерному выводу о том, что выдвижение тайным голосованием конференцией регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай кандидата на должность главы муниципального образования ( Д.А.Ж.) при наличии местного отделения партии, действующего на территории того же муниципального образования, не противоречит Уставу политической партии "Справедливая Россия" и Федеральному закону от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях".
Апелляционная коллегия не может согласиться с мнением апеллянта о неправомочности конференции регионального отделения принимать решение о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования "Кош-Агачский район" поскольку подп. б п.2 ч.2 ст.30 Устава к компетенции конференции регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов относится выдвижение тайным голосованием на выборах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах кандидатов на должность главы и иные выборные должности муниципальных образований. Это положение не отменяется содержанием части 4 статьи 42 Устава политической партии "Справедливая Россия", которым предусмотрено право на участие в выборах в порядке установленном законом действующего на территории данного муниципального образования регионального отделения или Партии, о наличии такого права указано и в оспариваемом решении. Этими нормами устава не исключается возможность участия в муниципальных выборах регионального отделения политической партии.
Как следует из материалов дела, местное отделение политической партии "Справедливая Россия" кандидата на должность главы муниципального образования "Кош-Агачский район" в порядке установленном п.2 ст.49 Устава не согласовывало и не выдвигало, следовательно, оснований к выводу о нарушении прав местного отделения партии не имеется.
Решения Совета регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай от "дата" N ПС, конференции регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай от "дата" в соответствии с которыми принято решение о выдвижении на должность Главы муниципального образования кандидатуры Д.А.Ж. являются действующими и никем не обжалованы.
Судом первой инстанции не установлено предусмотренных законом либо уставом политической партии "Справедливая Россия" оснований для признания конференции регионального отделения политической партии "Справедливая Россия", неправомочной. Не установлено и нарушений процедуры тайного голосования по вопросу о выдвижении на должность Главы муниципального образования кандидатуры Д.А.Ж.
Таким образом, доводы заявителя о несоблюдении требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" и о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных п.п. "б" п. 2 4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, были обоснованно отклонены судом. В связи с чем, суд правомерно пришел к заключению о том, что решение о регистрации Д.А.Ж. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования "Кош-Агачский район" от регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай принято в соответствии с законодательством.
Доводы апелляционной жалобы по отдельным видам нарушений повторяют доводы заявления в ходе судебного разбирательства, которым дана надлежащая правовая оценка в решении со ссылками на нормы материального права в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. По существу эти доводы сводятся к иной оценке представленных данных по процедуре выдвижения кандидата и проверки ее соответствия требованиям избирательного законодательства, между тем оснований для другой оценки доказательств по доводам жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
То обстоятельство, что в решении временной избирательной комиссии муниципального образования "Кош-Агачский район" от "дата" N указано о регистрации Д.А.Ж. кандидатом на должность главы муниципального образования "Кош-Агачского района", выдвинутым в порядке самовыдвижения, не может служить основанием к изменению правовой судьбы постановленного решения, в виду того, что это является следствием ошибки, впоследствии исправленной временной избирательной комиссией муниципального образования "Кош-Агачский район". Решение временной избирательной комиссии муниципального образования "Кош-Агачский район" от "дата" N опубликованное "дата" в газете " "данные изъяты"" содержит верную информацию о том, что Д.А.Ж. был выдвинут региональным отделением политической партии "Справедливая Россия" в Республике Алтай.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 23 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Д.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Э.В. Ялбакова
Судьи Е.А. Кокшарова
С.А. Шинжина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.