Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Сарбашева В.Б.,
судей - Черткова С.Н., Антуха Б.Е.,
при секретаре - Романовой В.Н.,
при участии прокурора - Кулеевой Л.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе министра Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Гусельниковой Н.В. на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 10 июня 2013 года, которым
удовлетворен в части иск прокурора Шебалинского района в интересах Кудрявцева С.В. к администрации муниципального образования "Шебалинский район", Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Обязано Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай предоставить Кудрявцеву С.В., 20 января 1991 года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям.
Отказано в удовлетворении аналогичных исковых требований к администрации муниципального образования "Шебалинский район".
Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай в интересах Кудрявцева С.В. обратился в суд с требованием обязать администрацию муниципального образования "Шебалинский район" предоставить вне очереди жилое помещение ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям.
Заявленные требования мотивированы тем, что Кудрявцев С.В. является сиротой, его мать умерла 01 июля 1996 года, сведения об отце Кудрявцева в свидетельстве о рождении записаны на основании заявления матери. Над Кудрявцевым было учреждено попечительство, с "дата" года по "дата" год его попечителем являлся Греков Э.В., впоследствии попечителем назначена бабушка Кудрявцева С.В. - Кудрявцева Л.И. За Кудрявцевым С.В. и его братом Кудрявцевым Р.В. был закреплен жилой дом по "адрес", однако, данный дом был признан непригодным для постоянного проживания.
С мая 2009 года по май 2010 года Кудрявцев С.В. пребывал на службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Кудрявцев С.В. состоит в очереди в жилищной комиссии администрации МО "Шебалинский район" в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в улучшении жилищных условий с 29 июля 2010 года, номер очереди 6. Закрепленного жилья, жилья в собственности Кудрявцев С.В. не имеет. В настоящее время проживает в доме своей бабушки.
Представитель ответчика - администрации МО "Шебалинский район" Самойлова Н.А. представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что порядок предоставления специализированных жилых помещений Правительством Республики Алтай не установлен, специализированный жилищный фонд формируется Правительством Республики Алтай, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, формируется и ведется исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В связи с тем, что вышеуказанные полномочия Республики Алтай, в том числе финансовые обязательства, не передавались МО "Шебалинский район", представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований прокурора.
Прокурором были уточнены исковые требования, просил обязать администрацию МО "Шебалинский район", Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай предоставить Кудрявцеву С.В., 20 января 1991 года рождения, жилое помещение специализированного фонда на территории с. Шебалино Шебалинского района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям.
Также прокурором заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерств образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Определением суда от 18 апреля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Представителем ответчика - Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Гусельниковой Н.В. представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам в настоящее время не предусмотрен, в связи с чем требования истца не подлежат удовлетворению. Также указано, что в связи с изменением законодательства и отсутствием внеочередного предоставления жилья, права Кудрявцева С.В. Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай на получение жилья не могут быть нарушены. Кудрявцев С.В. будет обеспечен жилым помещением из специализированного жилищного фонда Республики Алтай по месту его жительства в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласна министр Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Гусельникова Н.В. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы ссылается на ст. 2 ГПК РФ, и указывает, что у прокурора Шебалинского района отсутствовали основания для обращения в суд в интересах Кудрявцева С.В. в виду отсутствия факта нарушения его прав.
О факте опубликования Постановления Правительства Республики Алтай от 10 июня 2013 года N 141 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года N 316" на официальном сайте Правительства Республики Алтай в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.altai-republik.ru было доведено до сведения суда в процессе судебного разбирательства с целью обеспечения возможности суда с его ознакомлением и применением при разрешении искового заявления прокурора Шебалинского района по существу.
Удовлетворение требований прокурора нарушит нормы п. 6 Приложения N 6 постановления Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года N 316 "Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Доводы суда о том, что судебным решением не будут нарушены права и законные интересы детей-сирот, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями до Кудрявцева С.В., поскольку предметом спора в рамках рассматриваемого дела не является вопрос о внеочередном или преимущественном перед другими лицами предоставлении жилья Кудрявцеву С.В., являются ошибочными, поскольку, предъявив к исполнению исполнительный документ, выданный на основании обжалуемого решения суда, Кудрявцев С.В., в нарушение установленного порядка, без учета очереди детей-сирот будет обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Вывод суда о том, что Кудрявцев С.В. в соответствии со ст. 7 Закона Республики Алтай от 26 марта 2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай" должен быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и обеспечен жильем специализированного жилищного фонда до 1 мая 2013 года, основан на неверном толковании указанной нормы права. Данная статья не устанавливает обязательства уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми по обеспечению детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в срок до 1 мая 2013 года, а устанавливает срок для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Кулееву Л.В. и Кудрявцева С.В., полагавших решение подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Кудрявцев С.В. "дата" года рождения, является сиротой, мать которого - Кудрявцева Е.С. умерла 20 июня 1996 года (свидетельство о смерти N от "дата" года). Согласно справки отдела ЗАГС администрации Шебалинского района N N от "дата" года, в актовой записи рождения Кудрявцева С.В. сведения об отце написаны на основании заявления матери - Кудрявцевой Е.В.
Установление над Кудрявцевым С.В. попечительства подтверждается постановлением главы администрации Шебалинского района от "дата" года N N, а также постановлением первого заместителя главы Шебалинского районного муниципального образования от "дата" года N N, согласно которым в "дата" году первоначально попечителем Кудрявцева С.В. был назначен Греков Э.В. С "дата" года от полномочий попечителя он освобожден, попечителем Кудрявцева С.В. назначена Кудрявцева Л.И.
Согласно военного билета, Кудрявцев А.С. проходил военную службу по призыву до "дата" года.
В соответствии со справкой отдела образования администрации МО "Шебалинский район" N N от "дата" года, уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от "дата" года, закрепленного за Кудрявцевым С.В. жилого помещения, жилья в собственности не имеется.
Согласно акту обследования жилого дома по адресу: "адрес", закрепленного за Кудрявцевым С.В. и Кудрявцевым Р.В., данный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания.
Согласно справке сельской администрации МО "Шебалинское сельское поселение" N N от "дата" года, что Кудрявцев С.В. проживает по адресу: "адрес"
Согласно решению Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" от "дата" года N N, норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека составляет 33 кв.м.
"дата" года Кудрявцев С.В. обратился с заявлением к прокурору Шебалинского района с просьбой о проведении проверки по поводу предоставления ему квартиры как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами по делу, Кудрявцев С.В. в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", относится к категории детей-сирот, с "дата" года состоит на учете в Администрации МО "Шебалинский район" в качестве нуждающегося в жилье под N N, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии МО "Шебалинский район" от "дата" года N N и списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО "Шебалинский район", состоящих на учете в жилищной комиссии на 01 марта 2013 года.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Алтай от 26 марта 2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай", Постановления Правительства Республики Алтай от 27 декабря 2012 года N 342 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2013 - 2015 годы", пришел к выводу о необходимости восстановлении нарушенного права Кудрявцева С.В. на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Апелляционная коллегия находит данный вывод суда верным, основанным на правильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Республики Алтай вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Алтай от 26 марта 2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай", согласно ч. 1 ст. 1 которого благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно в порядке, установленном Правительством Республики Алтай, предоставляются Правительством Республики Алтай или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
В силу ч. 3 ст. 7 вышеуказанного Закона Республики Алтай от 26 марта 2013 года N 12-РЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 01 мая 2013 года в список в порядке той очередности, в которой они состояли на указанном учете, с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом.
По смыслу положений Постановления Правительства Республики Алтай от 27 декабря 2012 года N 342 "Об утверждении республиканской целевой программы "Обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2013 - 2015 годы", Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти, на который возложены обязанности по размещению заказов за счет бюджетных финансовых средств на приобретение или строительство жилых помещений, подлежащих включению специализированный жилищный фонд, для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Принимая во внимание положения указанных норм действующего законодательства, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковое требование прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах Кудрявцева С.В. о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда подлежит удовлетворению только по отношению к Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
При этом апелляционная коллегия считает верным вывод суда относительно доказанности нарушения права Кудрявцева С.В. на предоставление благоустроенного жилого помещения, поскольку он имеет статус ребенка-сироты и не обеспечен до настоящего времени жилым помещением.
В данном случае суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что государство, приняв на себя обязательства по обеспечению дополнительными гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", фактически не исполнило их в отношении Кудрявцева С.В., в связи с чем имеет место нарушение его прав как ребенка-сироты.
Из буквального толкования ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что разрешение требований о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
В связи с этим, доводы жалобы о том, что удовлетворение требований прокурора нарушит нормы п. 6 Приложения N 6 постановления Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года N 316 "Об утверждении положений о предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, апелляционная коллегия находит несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у прокурора Шебалинского района Республики Алтай отсутствовали основания для обращения в суд в интересах Кудрявцева С.В. в виду отсутствия факта нарушения его прав, апелляционная коллегия находит противоречащим обстоятельствам дела, поскольку судом первой инстанции установлено, что право на внеочередное получение жилья не было реализовано с 29 июля 2010 года - с момента постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, до настоящего времени истец жильем не обеспечен, представителем Министерства образования, науки и молодежной политики также не представлены сведения о включении Кудрявцева С.В. в соответствующий список для получения жилья из специализированного жилого фонда в порядке той очередности, в которой он стоял на учете в Администрации МО "Шебалинский район".
Апелляционная коллегия оставляет без внимания довод жалобы о том, что о факте опубликования Постановления Правительства Республики Алтай от 10 июня 2013 года N 141 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Алтай от 29 декабря 2006 года N 316" на официальном сайте Правительства Республики Алтай в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.altai-republik.ru было доведено до сведения суда в процессе судебного разбирательства с целью обеспечения возможности суда с его ознакомлением и применением при разрешении искового заявления прокурора Шебалинского района по существу, поскольку указанному нормативно-правовому акту судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Все остальные доводы не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции достаточно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, и, по мнению апелляционной коллегии, являются правильными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 10 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Н.В. Гусельниковой - без удовлетворения.
Председательствующий - В.Б. Сарбашев
Судьи - С.Н. Чертков, Б.Е. Антух
Копия верна:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.