Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.
судей - Сарбашева В.Б., Черткова С.Н.
при секретаре - Романовой В.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Республике Алтай Дементьевой Н.Г. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 29 мая 2013 года, которым
исковые требования Сыркина И.М. удовлетворены в полном объеме.
Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Алтай от "дата" о снятии Сыркина И.М. с жилищного учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Возложена на Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Алтай обязанность включить Сыркина И.М. в списки на улучшение жилищных условий, восстановив его в очередь на улучшение жилищных условий со дня первоначальной постановки на учет.
Взысканы с Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Алтай в пользу Сыркина И.М. судебные расходы на составление искового заявления в размере "данные изъяты" рублей, за оформление нотариальной доверенности в размере "данные изъяты" рублей, за оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей, всего в сумме "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении заявления о взыскании с Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Алтай в пользу Сыркина И.М. судебных расходов на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей, отказано.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыркин И.М. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Алтай (далее - УФСИН России по РА) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РА от "дата" о снятии с жилищного учета, обязании восстановить в указанной очереди, указав на незаконность оспариваемого решения, поскольку с "дата" является сотрудником уголовно-исполнительной системы, "дата" обратился с рапортом о включении в список очередников на улучшение жилищных условий, "дата" принято решение о постановке его на очередь.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился представитель УФСИН России по РА Дементьева Н.Г., в апелляционной жалобе просит отменить его и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, собранным по делу доказательствам дана ненадлежащая правовая оценка, не соответствующая обстоятельствам дела. Рапорт Сыркина И.М. не содержит даты его написания, лишь резолюцию начальника от "дата", решение о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принято "дата", акт проверки жилищных условий составлен "дата", что в силу ст. ст. 5, 6, п. 3 ст. 52, п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ свидетельствует о неправомерности действий должностных лиц по постановке истца на учет. Согласно положениям ст. 30, ст. 31 ЖК РФ, Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 года N335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", датой принятия (постановки) гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях является дата вынесения уполномоченным органом решения о принятии на учет, а не дата подачи заявления, резолюция начальника не свидетельствует о принятии вышеуказанного решения. Постановление Президиума Верховного Суда Республики Алтай от 14.05.2013 года подлежит отмене, поскольку судом неверно истолкованы нормы ЖК РФ, не принят во внимание тот факт, что ст. 49 ЖК РФ определен лишь общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанная норма не обязывает предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда всем категориям граждан. Ч. 3 ст. 52 ЖК РФ устанавливает, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, специальной нормы, регламентирующей указанную постановку сотрудников уголовно-исполнительной системы нет. Согласно ст. 6 ФЗ от 30.12.2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года. Решение суда относительно доводов о пропуске истцом срока на обжалование решения комиссии не основано на фактических обстоятельствах дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Сыркин И.М. просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя УФСИН России по РА Дементьеву Н.Г., поддержавшую доводы жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Сыркин И.М. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности "данные изъяты" с "дата" по настоящее время.
Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РА от "дата" истец был поставлен на очередь по улучшению жилищных условий сотрудников УФСИН России по Республике Алтай, что подтверждается выпиской из протокола N N заседания жилищно-бытовой комиссии от "дата".
Решением жилищно-бытовой комиссии, оформленным протоколом N от "дата", истец был исключен из списка сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящих на жилищном учете.
Суд первой инстанции, руководствуясь, в частности: Указами Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 года, N 1153 от 2 октября 1992 года; Постановлениями Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года, N 865 от 31.12.2005 года, пришел к обоснованному выводу о том, что принимать соответствующие заявления от сотрудников органов уголовно-исполнительной системы и ставить их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий обязан орган исполнительной власти, в том числе, УФСИН России по РА, где истец на день принятия оспариваемого решения жилищно-бытовой комиссии проходил службу.
Согласно ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ все граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на учете. Лица, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Для сотрудников, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, сохраняется возможность обеспечения жилыми помещениями из фондов социального использования по договору социального найма за счет государственного жилищного фонда.
В соответствии ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ определен особый порядок нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, установленный Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.
Согласно ст. 5 названного Закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Статья 6 указанного Закона устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
После 1 марта 2005 года принятие на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях осуществляется на основании п. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что с рапортом о включении его в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Сыркин И.М. обратился "дата", указанное не отрицается ответчиком, подтверждается резолюцией начальника УИН.
Решением жилищно-бытовой комиссии от "дата" истец поставлен на очередь на улучшение жилищных условий с даты резолюции начальника на рапорте, т.е. Сыркин И.М. поставлен на учет до 1 марта 2005 года.
Оснований для снятия Сыркина И.М. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, апелляционная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по РА о снятии Сыркина И.М. из очереди на улучшение жилищных условий незаконным, и, учитывая наличие оснований для включения его в указанную очередь, обоснованно обязал ответчика включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановив его со дня первоначальной постановки на учет.
В связи с изложенным, доводы ответчика о том, что датой принятия (постановки) гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях является дата вынесения уполномоченным органом решения о принятии на учет, а не дата подачи заявления, резолюция начальника не свидетельствует о принятии вышеуказанного решения, являются безосновательными.
Доводы апеллятора, сводящиеся к неправомерности действий должностных лиц по постановке истца на учет, апелляционная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Указанным доводам суд первой инстанции дал надлежащую оценку, сомневаться в которой оснований не имеется.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о несогласии с Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Алтай от 14.05.2013 года, поскольку указанное постановление может быть обжаловано в ином порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, и не подлежат рассмотрению в рамках настоящего гражданского дела.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции последовательны и логичны, достаточно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, и, по мнению апелляционной коллегии, являются правильными.
Приведенные в решении суда нормы материального права применены и истолкованы судом верно.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Оценка доказательств соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, в пределах которых судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного постановления, которое является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 29 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Республике Алтай Дементьевой Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий - И.В.Солопова
Судьи - В.Б.Сарбашев, С.Н.Чертков
Копия верна: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.