Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Солоповой И.В.,
судей - Черткова С.Н., Антуха Б.Е.,
при секретаре - Каршенинниковой Е.Е.,
с участим прокурора Юркиной Ю.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя районного Совета депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район" Саблаковой М.А. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 07 мая 2013 года, которым
удовлетворено заявление прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай.
Признано незаконным бездействие избранного в правомочном составе представительного органа муниципального образования "Кош-Агачский район" - районного Совета депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район", выразившегося в непроведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд - с "дата" по "дата" (после 30 сессии второго созыва от "дата").
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации, муниципального образования "Кош-Агачский район" обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия районного Совета депутатов МО "Кош-Агачский район" (далее - Совета депутатов), выразившегося в непроведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства представительным органом муниципального образования "Кош-Агачский район" - Советом депутатов, в результате которой установлен факт незаконного бездействия избранного в правомочном составе Совета депутатов, выразившийся в непроведении в течение более трех месяцев подряд правомочного заседания - с "дата" (после 30-й сессии второго созыва от "дата").
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что в соответствии со ст. ст. 25 и 27 Устава МО "Кош-Агачский район" (принят решением сессии Совета депутатов МО "Кош-Агачский район" N от "дата") (с принятыми изменениями) в структуру органов местного самоуправления муниципального образования входит - представительный орган муниципального образования - районный Совет депутатов МО "Кош-Агачский район". Совет депутатов обладает правами юридического лица, состоит из 23 депутатов. Районный Совет депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей установленного числа депутатов (15 депутатов). Заседание районного Совета депутатов муниципального образования считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Вопросы организации деятельности и принятия решений Советом депутатов определяется Регламентом, утвержденным решением второй сессии второго созыва районного Совета депутатов МО "Кош-Агачский район" N от "дата". Основной формой работы районного Совета депутатов является заседание Совета - сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к полномочиям районного Совета депутатов, согласно действующему законодательству и настоящему Уставу. Очередная сессия созывается Председателем или Президиумом районного Совета депутатов не реже одного раза в течение 3 месяцев. Внеочередные сессии созываются Председателем районного Совета депутатов, Главой муниципального образования "Кош-Агачский район" и по инициативе не менее 1/3 депутатов. "дата" Совет депутатов провел 30-ю сессию. Очередная 31-я сессия Совета депутатов была назначена на "дата", однако в указанную дату не состоялась, а была перенесена постановлением Президиума районного совета депутатов N от "дата" на неопределенную дату. Таким образом, за период с "дата" по "дата", то есть в течение трех месяцев и девяти дней Советом депутатов в правомочном составе не проведено ни одного заседания.
В судебном заседании заместитель прокурора района Пиндык С.В. уточнил заявленные требования, и просил признать незаконным бездействие избранного в правомочном составе представительного органа МО "Кош-Агачский район" - районного Совета депутатов МО "Кош-Агачский район", выразившегося в непроведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд - с "дата" по "дата" (после 30 сессии второго созыва от "дата").
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель районного Совета депутатов МО "Кош-Агачский район" Саблакова М.А., в жалобе просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела в порядке главы 25 ГПК РФ, на заявителя возложена обязанность доказать, что действиями (бездействием) органа местного самоуправления нарушены его права и свободы. Обязанность доказывания законности бездействия органа местного самоуправления лежит на указанном органе. Прокурором, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что перенос 31-й сессии на другой день повлек нарушение прав и законных интересов граждан на реализацию власти через представительные органы. Ссылка прокурора на то обстоятельство, что межсессионный период составил три месяца и 9 дней не может быть принята во внимание и не свидетельствует о нарушении сроков районного Совета депутатов. Отложение 31-сессии районного Совета депутатов на другой неопределенный день не может быть признано не исполнением возложенной законом обязанности по проведению заседания и бездействия органа местного самоуправления не образует. Ссылка прокурора в обоснование наличия нарушения прав граждан на Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 года N 14-П несостоятельна. Данная позиция не может быть учтена при разрешении данного дела, поскольку Конституционным Судом оценивалась норма Федерального закона, устанавливающая порядок досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц. Суд, поясняя содержание п. 1.1 ст. 35 Федерального закона N 131-Ф3, не ссылается на нормы какого-либо нормативного акта, тем самым основывается на собственном видении дела, не мотивированное какими-либо доказательствами, нормами права - это собственное мнение судьи, которое не может являться аргументом в разрешении данного дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Саблакову М.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Юркину Ю.Ю., полагавшую апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого решения по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст.3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление через органы местного самоуправления (п.1 ст.3 Федеральный закон N131-ФЗ).
Вопросы местного значения муниципального района определены этим же законом.
Следовательно, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.
Гарантией того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования является закрепленная в п. 1.1 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца.
В случае неисполнения данной обязанности представительным органом местного самоуправления законодатель, в п. 2.1 ст. 73 указанного Закона, установил меру ответственности - возможность роспуска представительного органа муниципального образования.
Согласно п.п.1 п.1 ст.25 и п.13 ст.27 Устава МО "Кош-Агачский район" в структуру органов местного самоуправления муниципального образования входит представительный орган муниципального образования - районный Совет депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район". Очередная сессия созывается Председателем или Президиумом районного Совета депутатов не реже одного раза в течение 3 месяцев.
В соответствии со ст.1 Регламента районного Совета депутатов МО "Кош-Агачский район", утвержденного решением районного Совета депутатов МО "Кош-Агачский район" от "дата" N, (далее - Регламента) Совет депутатов является выборным представительным органом местного самоуправления муниципального образования района. Осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Алтай, законами Республики Алтай, настоящим Регламентом и иными нормативными правовыми актами. Совет депутатов является юридическим лицом.
Очередные сессии созываются Президиумом районного Совета депутатов по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца (п.2 ст.3 Регламента).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, "дата" проведена внеочередная тридцатая сессия районного Совета депутатов МО "Кош-Агачский район" второго созыва. "дата" Президиумом Совета депутатов издано постановление N "О созыве очередной тридцать первой сессии районного Совета депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район" второго созыва" на "дата".
Постановлением Президиума Совета депутатов от "дата" N очередная тридцать первая сессия районного Совета депутатов перенесена с "дата" на другую дату.
Согласно протоколу N "дата" состоялось заседание Президиума районного Совета депутатов, в повестку дня которого включены вопросы о созыве очередной тридцать первой сессии районного Совета депутатов, о переносе даты проведения очередной тридцать первой сессии районного Совета депутатов.
Установив, что Совет депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район" в течение более трех месяцев подряд не исполнял возложенные на него Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 25 Устава муниципального образования "Кош-Агачский район" полномочия, в том числе, по вопросам местного значения, относящимся к исключительной компетенции Совета депутатов, которые не могут быть переданы на рассмотрение иных органов местного самоуправления, суд правомерно удовлетворил требования прокурора о признании незаконным бездействия Совета депутатов.
Вывод суда первой инстанции в решении мотивирован и основан на исследованных в судебном заседании на основе состязательности сторон доказательствах, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны Совета депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район", поскольку президиумом Совета депутатов поводились заседания, были предприняты все необходимые действия по организации и проведению очередной 31 сессии 2 созыва, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, получил в решении правильную правовую оценку, не согласиться с которой у апелляционной коллегии оснований не имеется.
Как следует из материалов дела, назначая проведение 31-й сессии второго созыва на 26 апреля 2013 года, районный Совет депутатов уже вышел за пределы установленного федеральным законодательством и уставом МО "Кош-Агачский район" срока межсессионного периода. Кроме того, как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика в ходе судебного разбирательства, в указанную дату 31 сессия Совета депутатов не состоялась и состоялась лишь в июне 2013 года, что в совокупности бесспорно свидетельствует о бездействии ответчика.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что прокурором в порядке ст. 56 ГПК РФ не доказано нарушение прав граждан, поскольку бездействие Совета депутатов по решению вопросов местного значения нарушает права граждан на местное самоуправление, предусмотренные ст. 130 Конституции Российской Федерации.
Другие доводы апелляционной жалобы также не содержат в себе ссылки на обстоятельства, которые могут повлиять на правильность постановленного судом первой инстанции решения.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, постановленное по делу решение в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 327-329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 07 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя районного Совета депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район" Саблаковой М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий - Солопова И.В.
Судьи - Чертков С.Н., Антух Б.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.