Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего В.Н.Милютина
судей: Р.Х. Мугиновой
Т.К. Свистун
при секретаре: И.Р.Аминеве
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Вагина А.В. - Иваничкиной Т.А. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 мая 2013 года по иску Вагина А.В. к Администрации городского округа город Уфа, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о заключении договора купли-продажи земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вагин А.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в непринятии решения в предоставлении в собственность за плату земельного участка, о возложении обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений РБ принять решение о предоставлении за плату земельного участка, указав в обоснование иска на то, что является собственником домовладения расположенного по адресу: адрес. Домовладение расположено на земельном участке, который поставлен на кадастровый учет, которому присвоен кадастровый номер N ... дата он обратился в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении за плату в собственность данного земельного участка. Согласно ответу Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфы РБ испрашиваемый земельный участок находится в распоряжении Правительства Республики Башкортостан. Вагин А.В. обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в Правительство Республики Башкортостан. Министерство земельных имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило, что земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения (Р-1), истцу
предложено было обратиться в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон. Истец, считает, что письмо N N ... от дата Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан без принятия решения по существу является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты, относящиеся к домам отдыха, паркам, пансионатам, туристическим базам, оздоровительным лагерям и т.д.
В последующем истец уточнил требования, просил признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении за плату спорного земельного участка, возложить обязанность на Правительство Республики Башкортостан принять решение о предоставлении за плату земельного участка, возложить обязанность на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований Вагина Александра Васильевича к Администрации городского округа город Уфа, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о заключении договора купли-продажи земельного участка, отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Вагина А.В. - Иваничкина Т.А. действующая на основании доверенности, ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителей истца Вагина А.В. - Иваничкину Т.А. Шафиеву Ю.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
На основании статьи 228 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе каждого судебного заседания суда первой инстанции, а также при совершении вне судебного заседания каждого отдельного процессуального действия составляется протокол.
Согласно части 4 статьи 230 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации протокол судебного заседания подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания.
На основании положений частей 1 и 2 статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана всеми судьями и приобщена к делу. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
Как следует из материалов дела, решение суда по заявленным Вагиным А.В. исковым требованиям постановлено дата, однако в нарушение приведенных правовых норм резолютивная часть обжалуемого решения суда не подписана председательствующим судьей, в деле отсутствуют протокол судебного заседания, в котором постановлено обжалуемое решения суда, а также обжалуемое мотивированное решение суда.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае отсутствия в деле протокола судебного заседания и если решение суда не подписано судьей.
При таких обстоятельствах Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан дата принято решение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "Производство в суде апелляционной инстанции".
В судебном заседании представители истца Вагина А.В. - Иваничкина Т.А. Шафиева Ю.А., исковые требования поддержали, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Истец Вагин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно. В материалах дела имеется заявление Вагина А.В. с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание представители Администрации ГО г.Уфа, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан извещенные надлежащим образом, не явились. Причины неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рассматривая данное гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В абзаце 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности,
безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать право собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-Фз "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости.
Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 по Кировскому району г.Уфы Республики Башкортостан за Вагиным А.В. признано право собственности на самовольно возведенные строения под литерами ... расположенных по адресу: адресА.
Данное решение суда явилось основанием для государственной регистрации права собственности за Вагиным А.В. на данное домовладение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 02- N ... от дата (л.д. 9).
Согласно договору аренду N ... от дата земельный участок площадью ... кв.м. предоставлен в аренду Вагину А.В. на срок до дата.
Спорный земельный участок кадастровый номер N ... , внесен в государственный кадастр недвижимости дата года, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N ... от дата года.
Из ответа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N N ... от дата также видно, что по кадастровому паспорту земельного участка от дата испрашиваемый земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения (Р-1). В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, утвержденными решением Совета ГО г. Уфа РБ N ... от дата обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования рекреационных зон. В связи с чем, заявителю рекомендовано обратиться в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. 11,13).
Из кадастрового паспорта земельного участка дата N ... следует, что земельный участок, местоположение которого обозначено: адрес, предназначен для обслуживания жилого дома и надворных построек. В разделе указанного кадастрового паспорта "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" содержатся следующие сведения: Земельный участок входит в территориальную зону: "РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер N ... , индекс Р-1", N ... , что также не оспаривалось представителями истца в суде апелляционной инстанции.
Как усматривается из письма Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан за N ... от дата земельный участок, расположенный по адресу: адрес, расположен в рекреационной зоне "Р-1", полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан (л.д. 11)
Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа земельный участок с кадастровым номером N ...
1. в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки ГО г.Уфа РБ расположен:
- в зоне охраняемого ландшафта памятников (ЗОЛ);
- в зоне охраняемого археологического культурного слоя памятников (ЗОАКС-2);
- в зоне особого контроля градостроительной деятельности (ГК-4);
- в рекреационной зоне (Р-1);
- в зоне охраны естественных ландшафтов (П3,СО).
2. в соответствии с проектом "Уфа. Корректировка генерального плана" (утвержден решением Совета ГО г.Уфа Республики Башкортостан от дата N 14/4) расположен в рекреационной зоне.
Согласно статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в зоне рекреационного назначения, относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Из положения п. п. 1, 9, 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительной документацией к рекреационным зонам, то есть земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками и т.д., которые используются для отдыха граждан и туризма и не подлежат приватизации.
Полномочия Правительства Республики Башкортостан, органа местного самоуправления городского округа город Уфа РБ по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы РБ определены в статьях 25.1, 25.2, 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
В соответствии со ст. 25.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 года N 59-з Правительство Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается следующими земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице РБ - городе Уфе:
- предоставленными органу государственной власти РБ;
- занятыми обособленными водными объектами;
- отнесенными к территориальным зонам рекреационного и историко-культурного назначения;
- занятыми городскими лесами и лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций (предприятий), древесно-кустарниковой растительностью, в том числе защитного назначения.
Согласно п. 3.3 "Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", утвержденной приказом Минкультуры СССР от 24.01.1986 N 33 мероприятия по охране ландшафта должны быть направлены на сохранение исторически ценного рельефа, водоемов, восстановление исторического вида ландшафта и связей с окружающей природой, устранение зданий, сооружений, насаждений, искажающих ландшафт, сохранение и восстановление растительности, установление зон естественного восстановления леса, защиту луговых, береговых и других территорий от оползней, размыва, укрепление склонов, оврагов, озеленение их, проведение необходимых природоохранных мероприятий и т.п.
На территории зоны охраняемого ландшафта допускается хозяйственная деятельность, только если она не наносит ущерба и искажения ландшафту, не требует возведения новых капитальных построек.
С учетом изложенного, предоставление испрашиваемого истцом земельного участка в собственность невозможно, поскольку противоречит целям и существу правового режима зоны охраняемого природного ландшафта.
В соответствии с п. 50.4 Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 года N 7/4 рекреационные зоны Р-1, Р-2 - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, которые включают в себя зоны зеленых насаждений общего пользования, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Поскольку спорный земельный участок в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки ГО г.Уфа РБ расположен: в зоне охраняемого ландшафта памятников (ЗОЛ); в зоне охраняемого археологического культурного слоя памятников (ЗОАКС-2); в зоне особого контроля градостроительной деятельности (ГК-4); в рекреационной зоне (Р-1); в зоне охраны естественных ландшафтов (П3,СО), Судебная коллегия находит отказ Минземимущества Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность истца законным и обоснованным.
Кроме того, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как усматривается из искового заявления, истец просит обязать Министерство земельных и имущественных отношений подготовить проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер N ... , общей площадью ... кв. м.
В соответствии с п. 52 вышеназванных Правил предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на их территории в зоне Р-1 составляет 0, 02 га.
Как следует из норм пункта 2 статьи 35, пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Сведений о площади земельного участка, необходимой, согласно установленных нормативов отвода земель для конкретного вида деятельности, согласно правил землепользования и застройки землеустроительной, градостроительной и проектной документацией для использования недвижимого имущества Вагиным А.В. не имеется.
В порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть реализовано предусмотренное нормами п. 1 ст. 36, п. 2 ст. 35, п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника строения на получение занимаемого земельного участка в собственность только в том размере, который определяется площадью застройки соответствующего участка и площадью, необходимой для его использования.
При этом необходимость той или иной площади земельного участка для использования находящегося на нем строения определяется не экономическими интересами собственника недвижимого имущества, не характером осуществляемой им деятельности, а утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Между тем, истцом, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, подтверждающих необходимость предоставления ему в собственность земельного участка 496 кв.м., площадь которого значительно превышает площадь объекта недвижимого имущества: жилого дома общей площадью 46,9 кв.м.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений подготовить проект договора купли-продажи земельного участка кадастровый номер N ... , общей площадью ... кв. м не имеется.
Доказательств того, что Вагин А.В. обращался в Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон не представлено, не представлены также доказательства отказа ответчиком в изменении границ территориальных зон.
Исходя из приведенных норм закона, и установленных обстоятельств дела Судебная коллегия приходит к выводу, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения, в силу чего не может быть предоставлен истцу в собственность.
Доводы истца о том, что земельный участок имеет категорию земель - Земли населенных пунктов, а также его не нахождение в границах особо охраняемых природных территорий не могут являться основанием для обязания ответчиков заключить договор купли-продажи земельного участка.
Довод представителя истца Т.А. Иваничкиной о том, что на земельном участке по адресу: адрес отсутствуют какие либо объекты, относящиеся к домам отдыха, пансионатам, туристическим базам, оздоровительным лагерям и т.д., Судебная коллегия находит не состоятельным, поскольку решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата, которым утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан в установленном порядке не оспорено и не отменено.
На основании изложенного Судебная коллегия считает необходимым решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 24 мая 2013 года отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Вагина А.В.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 24 мая 2013 года отменить, вынести новое решение.
Исковые требования Вагина А.В. о признании не законным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в предоставлении в собственность за плату земельного участка, о возложении обязанности на Правительство Республики Башкортостан принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка, возложении обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер N ... , общей площадью ... кв.м., по выкупной цене действующей на момент обращения истца в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, оставить без удовлетворения.
Председательствующий В.Н.Милютин
Судьи: Р.Х.Мугинова
Т.К.Свистун
Справка: судья Мугинова Л.З.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.